Заметки из прошлого Узбекистана

Наманган
Семья
В узбекской семье власть издревле мужа над женой и отца над детьми была велика. Он сам определяет судьбу своих детей, выбирал им профессию и отдавал в обучение или на работу, женил сыновей и отдавал замуж дочерей.

Женщина была под властью мужчины всю жизнь. Отцу девушка не только не имела права возражать, но даже, по обычаю, поднять на него глаза. Жена была обязана повиноваться мужу беспрекословно, не имея права ослушаться его даже в домашних делах. Собираясь выйти из дома, она должна была просить разрешения мужа; выход из дома без его разрешения мог быть поводом для развода.

При наследовании семейного имущества женщина имела право только на половину доли мужчины.

Ни побои, ни болезнь мужа, ни неспособность мужа обеспечить семью средствами к существованию не считались достаточными причинами, по которым жена могла оставить дом своего мужа. В знак своего приниженного положения жена обращалась к мужу на «вы», в то время как он говорил ей «ты», при его приходе в дом она была обязана встретить мужа у двери.

Особенно тяжелым было положение женщины в той семье, где муж имел несколько жен: ислам разрешал мужчине одновременно состоять в браке с четырьмя женщинами. Но основной формой семьи была семья моногамная. Лишь у господствующих классов, а также у духовенства, бывало по нескольку жен. Единственной причиной, побуждавшей небогатого человека брать вторую жену, была бездетность первой или отсутствие у нее сыновей.

В брак ступали рано: девушки в 13 – 14 лет, юноши в 17 – 18. Иногда браки бывали еще более ранние.


Базары и караван-сараи
Многие города уже в средние века превратились в крупнейшие центры торговли.

Обширны и благоустроены были базары столицы Бухарского ханства. Большой размах приобрела торговля на центральном базаре Ташкента: здесь в 1873 году было 2292 лавки. В Ферганской долине выделялся по величине и торговым оборотам Кокандский базар.

Из Коканда в Бухару и Кашгар вывозились шелковые ткани, бархат, шерстяные ткани, изделия из войлока и шляпы. В Бухару шел также шелк-сырец. Большую роль в торговле Коканда играли транзитные товары из Китая и России (чай, шелк, фарфор, металл и металлические изделия, текстиль, сахар и т.д.)

На базарах были особые ряды торговцев привозными фабричными и местными тканями, торговцев обувью, причем различные вида обуви продавали в разных рядах. Торговля готовой одеждой, головными уборами, медными и ювелирными изделиями, седлами и упряжью также сосредоточивалась в специальных рядах, где производилась нередко и выработка этих предметов. Такие лавки-мастерские были на базаре у кузнецов, ювелиров, подковщиков, замочников, медни5ков и жестянщиков. На базаре же, в специальных рядах располагались обычно лощильщики, выбивавшие кустарные ткани тяжелыми деревянными молотками.

Совмещали в своих лавках изготовление и продажу изделий и ремесленники по обработке дерева: плотники, токари, седельшики и др.

Постоянное место на базарах занимали торговцы всякого рода шерстяными изделиями: непряденой шерстью, кошмами, веревками, шерстяными мешками, паласами. Особые ряды были заняты торговцами всякой мелочью и москательными товарами (аттор) Чаще всего городские ремесленники продавали свои изделия сами. Каждая корпорация, объединявшая ремесленников одной специальности, имела на базаре свои ряды. Посторонние туда не допускались.

Базары были предметом постоянной заботы городских властей и ремесленных корпораций. В некоторых местах базары делались крытыми для защиты покупателей от дождя и зноя. Торговля зерном, хлопком, сушеными фруктами производилась в особых складах, так называемых каппон, которые большей частью находились в частном владении. Базар в Наангане на улице Навои, носящий ныне название «Сардоба», ранее назывался Капан-базар.

Большую роль в торговле играли караван-сараи, которые были не только складами, но и торговыми помещениями. В крупных городах караван-сараи также были специализированными; в одних шла торговля обувью, в других – коврами, в третьих – красящими веществами, привозимыми из разных стран. В караван-сараях производилась как розничная торговля, так и в особенности, оптовые операции.

Часть помещений караван-сарая использовалась под жилье. Многие крупные купцы устраивали себе в караван-сараях постоянные конторы, где происходили их встречи с клиентами.


Пища
Основной пищей оседлого населения была растительная, прежде всего хлеб (нон), выпекавшийся в виде круглых лепешек в особых печах. Наиболее излюбленным был пшеничный хлеб, но бедные слои населения часто вынуждены были питаться хлебом из наиболее дешевой муки – пшенной (тарик), джугаровой или кукурузной (загора), который нередко бывал их единственной пищей.

Из горячей пищи наиболее распространенными были всевозможные похлебки и каши (атала, куча-ош, джарма). Повседневные блюда заправлялись растительным – льняным или кунжутным маслом.


Налоги
Самым значительным налогом был харадж, потому что хараджные земли составляли большинство участков, которыми владело земледельческое население ханства. Хараджная подать …взималась в размере 1/5, 1/6, 1/8 урожая. К хараджу причислялся кафсан , особый налог по содержанию амлякдаров, затем шел кафсани-даруга – такой же сбор в пользу начальника района; и наконец, муштак (горсточка) – подачка амину (старшине и сборщику налогов), аксакалу (старосте) и прочим лицам низшей администрации, принимавших участие в наблюдении за сдачей хараджных продуктов. В конечном итоге нередко оказывалось, что хлеба едва оставалось на семена.

К этому надо присоединить разные налоги и повинности с тех же дехкан при объездах эмиром ханства, при передвижениях войска…

Из других налогов важнейшим был зякат, который по шариату представлял собой милостыню, установленную Кораном с имущества в пользу бедных и на богоугодные дела. Взимался в размере 1/40 стоимости облагаемого предмета.

Взимался зякат и с определенного количества скота (зякати-саваим). Сверх того взимался еще один вид зякатных сборов (зякати-чакана) в пользу местного областного правителя (хакима или мира, бека).

К числу торговых сборов относились также маклерские сборы (даллали), специальные пошлины (бадж) с товаров, налог за перевозку грузов через реку (су-пули), за базарные места (пули-тахта-джай). Сельское земледельческое население платило особый налог за каждый танап земли под садом и огородом (танап-пули) и налог с клеверных полей (алаф пули). Кроме того, существовал особый сбор с рабочего скота (як-сара), с мельниц и крупорушек.

Поддержание ирригационной системы в должном порядке являлось неотложнейшим делом в хозяйственной жизни страны и лежало на плечах земледельческого населения.

Особенно тяжелыми были работы по ремонту оросительных каналов (казу), по ремонту и постройке дамб (качу). Купцы торговых центров ханств платили налог «бай-пули», т.е. деньги с богатых Налоговая система Кокандского ханства была сходна с бухарской. С тех селений, которые принадлежали лично хану, взимался «хаслык» непосредственно самому хану на кормление.

Кроме этих обычных налогов в стремлении увеличить свои доходы, ханы вводили новые налоги и поборы. В особенности отличался этим Худояр-хан, который взимал налоги с нефруктовых деревьев, с дикорастущих сорняков, с сена, с угля… Недостаток казны при том же хане пополнялся всевозможными конфискациями, спекуляцией и прочими, и иногда весьма неблаговидными способами.


Ремесленники и рабы
Высший слой ремесленников составляли мастера – владельцы мастерских, материалов и орудий производства. Ремесленники и мастера были объединены так же, как и в европейских средневековых городах, в цеховые организации. Эти цехи имели свои правила поведения для входивших в них членов, свои церемониалы и свои письменные уставы (рисоля), руководящая роль в которых принадлежала особо зажиточным и авторитетным мастерам.

Общность между членами цеха выражалась в цеховых собраниях (анжуман). В цеховую корпорацию входили все мастера, получившие от своего учителя разрешительную молитву. Ученики, не прошедшие обряда посвящения, членами цеха не считались. Хальфа (подмастерье) должен был беспрекословно повиноваться своему мастеру. При уходе от хозяина он должен был полностью выплатить аванс (бунак), полученный им при поступлении.

Так как вернуть эту сумму было чрезвычайно затруднительно, то получение бунака совершенно закабаляло хальфа. Если хальфа, доведенный до отчаяния невозможностью освободиться, бежал от хозяина, не уплатив бунака, о его поступке тотчас сообщалось всем цеховым организациям тех городов и селений, куда хальфа мог скрыться, и никто из мастеров не имел права взять его на работу.

Основоположниками и покровителями цехов считались различные пророки и святые. Ной, по библейскому преданию, построивший первый деревянный корабль, считался покровителем плотников, Адам – первым земледельцем и ткачом, так же как Ева – первой пряхой, пророк Давид считался покровителем всех металлистов. А Даниил – вязчиков ремиз. Всего насчитывалось 32 ремесленных цеха или помысла, хотя в действительности их было больше.


Рабы
Особую общественную группу в ханствах составляли рабы. Они состояли почти исключительно из иранцев, русских и отчасти калмыков. Русских рабов поставляли казахи и киргизы, захватывавшие солдат и мирных жителей с оренбургской и сибирской пограничных линий.

В конце 50-х и начале 60-х годов прошлого столетия цена на невольников была, по свидетельству Вамбери такова: на мужчин от 10 до 40 лет – от 30 до 80 бухарских золотых, на женщин от 10 до 40 лет- от 30 до 40 золотых (120 – 160 рублей золотом).

«Они вне всякого закона, жизнь их зависит от воли господина» В наказание за побег на пятках делались надрезы, в которые вводилась нарубленная щетина, а за наброски рисунков и планов – выдавливались глаза.
Средневековый город
В колониальный период в городах еще в значительной степени сохранилось расселение жителей по кварталам профессиональными группами, что находило отражение в топонимике (названиях) кварталов. Однако в это время названия уже не всегда отражали действительное положение…

Известно, что Наманган был разделен на 4 даха (больших кварталов): Дегрезлик, Чукур-куча, Лаббай-тога, Сардоба. Дегрездик – ремесло литейщика. Этот квартал находился по правому течению Наманган-сая. Литейщики отливали чугунные кувшины для кипячения воды (кумганы), котлы, светильники… Сырьем служил чугунный лом, привозимый из России.

Квартал Чукур-куча, по воспоминаниям старожилов, опрошенных нами, находился по левому течению Наманган-сая. Именно здесь находился в начале 19 века, якобы, городской базар. Это хорошо согласуется с этнографическими данными, по которым базары в восточных городах располагались на выезде из города. До сих пор на этом месте остались мастерские-лавки кузнецов, магазинчики с разной мелочью. С течением времени базар отодвигался к югу и сейчас отстоит от прежнего на 200-300 метров.

Откуда получил свое странное название квартал Лаббай-тога не могут сказать даже жители этого даха. Ведь переводится название «Слушаю, дядя!» «Что скажете, дядя?» Причем имеется ввиду именно брат матери – тога, а не брат по отцу – амаке. На этот счет мы не слышали даже традиционных притч (ривоятов), обычно объясняющих происхождение названий.

Квартал Сардоба, скорее всего, получил название от названия маленького водохранилища, в котором собиралась дождевая (и иная) вода. Окраинные кварталы средневековых городов, обычно связанные с земледелием, бывали заселены садоводами, огородниками и земледельцами. Их сады, огороды и посевные участки иногда непосредственно примыкали к их городским жилищам, иногда же находились в окрестностях города, в прилегающих к нему урочищах (мауза).

Хочется высказать еще одно соображение насчет того, как определено слово Наманган Бабуром. В оригинале «Бабур-наме» на стр. 73а он пишет о «маузи-и-Наманган». Имеет ли Бабур ввиду урочище – долину или ущелье? Возможно ли, что в 1500 году Наманган располагался только в узкой полосе по течению реки или хотя бы по ее правому течению в районе нынешнего кинотеатра «Бахор» и школы № 15? Или Бабур под маузи понимал лишь «мавзи (уст.) место, местность» как трактует это слово узбекско-русский словарь.

Городские улицы восточных городов были настолько узки, что нередко две встретившиеся арбы разъезжались на них с большим трудом… В сухое время года улицы были покрыты толстым слоем пыли, в зимнее – липкой грязью и громадными, долго не просыхающими лужами. Как правило, городские улицы были лишены зелени…Только около хаузов обычно росло несколько тенистых деревьев (карагачей, чинар, талов).

Хаузы располагались большей частью при мечети: население брало из них питьевую воду. Вода хаузов, напускавшаяся туда один раз в несколько дней, а в Бухаре в несколько недель, а иногда, даже месяцев, кишела всевозможными паразитами. Она часто употреблялась местным населением в некипяченом виде и вызывала много специфических заболеваний, как например, ришту (гвинейский червь), распространенную особенно в Бухаре.

Узбекистан