Узбекские тюбетейки
Рассказ об узбекской вышивке будет неполным, если не остановиться на тюбетейках, так любимых в Узбекистане. Необычайно многообразны и красочны узоры этих мужских и женских головных уборов. В прошлом тюбетейки носили преимущественно мужчины, поэтому украшение их ограничивалось лишь немногими художественными деталями. Сейчас, когда они вошли в состав костюма женщин и девушек, искусство орнаментации тюбетеек достигло огромного разнообразия. Искусство вышивки тюбетеек - - едва ли не самая распространенная отрасль вышивального искусства. Трудно найти такой город или район в Узбекистане, где бы не вышивали тюбетейки. На многочисленных фабриках в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Андижане, Чуете, Шахризябзе и других городах тысячи женских рук украшают вышивкой тюбетейки. Причем в каждом. районе до сих пор можно наблюдать присущие только им особенности в технике и орнаменте. Правда, такое разграничение постепенно утрачивается в связи с тем, что в наши дни идет интенсивный процесс сложения обще национальных форм искусства, в результате которого многие виды прикладного искусства впитывают в себя достижения художественного наследия других народов бывшего Советского Союза.
Таким образом создаются совершенно новые орнаменты и технологические приемы. Примером может служить ташкентская тюбетейка «ираки», в которой русские узоры переработаны в местном национальном стиле. Вышивка выполняется крестом по канве нитями различных оттенков одного цвета.
Чустская тюбетейка «тус-тупи» получила широкое распространение во всем Узбекистане. Для этой тюбетейки характерен необычайно изысканный, почти юве лирный узор, который достигается очень тонким ручным швом. Строгая графичность рисунка построена на контрастном сочетании черного фона с белым узором «калампура» -стручков красного перца, по поверию, символизирующего испытание жизнью.
Став национальным головным убором мужчин, чустская тюбетейка обогатилась множеством трактовок одного и того же орнамента.
Шахризябзские тюбетейки «ираки» называют ковровыми, так как очень напоминают маленькие фрагменты цветного тканого ковра. Вышивка выполняется крестом или полукрестом по канве и отличается большим разнообразием орнаментов.
В лучших образцах крестики настолько мелки, что с трудом различаются глазом. Такая вышивка очень ценится. Орнамент в шахризябзских тюбетейках в основном ра стительный, реже геометрический.
Тюбетейки горных жителей Узбекистана - Челека, Байсуна — «пильта-дузи» ре бристой куполообразной формы. Скрученные на вязальную спицу фитильки ваты (пильта), втиснутые в узкие промежутки между стежками и обшитые гладью, создают рельефный купол. Тюбетейки очень яркие по колориту и являются преимущественно женским головным убором. В тюбетейках «пильта-дузи», как ни в каких других, сохранилась архаика формы и рисунка. И в этом их прелесть и оригинальность.
Бухара славится тюбетейками, вышитыми на бархате золотой или серебряной нитью. Для изготовления такой нити употребляют сплав серебра высокой пробы, который покрывается позолотой.
Сначала рисунок наносят на картон и вырезают с помощью специально изогнутых ножниц. Затем его накладывают на ткань и обшивают золотой нитью, создавая причудливые узоры: «садбарг» — столистник, «дильбар» — сердце, «гульбадом» — цветок миндаля, «товус» — павлин и др. Любая узбекская тюбетейка - это не только оригинальный национальный сувенир. Она может дополнить европейский костюм, внеся в него восхитительный элемент экзотики. Узбекские тюбетейки не раз с успехом демонстрировались на международных выставках.