Ташкентская керамика
Славу керамического центра Ташкент приобрел лишь за последние годы, с организацией здесь крупного керамического завода. На этом заводе вместе с потомственными мастерами К. Тураповым, Ю. Зиямухамедовым работают художники М. Рахимов, Р. Акбальян, А. Аминов, А. Рахматуллаев, владеющие достижениями современного профессионального искусства. Деятельность ташкентских керамистов особенно явственно показывает, как стираются грани между народным и профессиональным искусством. В экспериментальной мастерской завода проводятся интересные опыты по восстановлению забытых или утерянных в веках технологических и художественных приемов гончарства. М. Рахимов на основе глубокого изучения афрасиабской керамики, обнаруженной при археологических раскопках, восстанавливает не только орнаментальные мотивы, но и старые красители, применявшиеся в декоре неизвестных умельцев, живших семь-восемь столетий назад. По типу еще более древней кушанскои керамики им же создана целая серия лощеных терракотовых сосудов. В отличие от глазурованной керамики, где всё внимание сконцентрированно на орнаменте, в лощеной керамике основное значение художник придает изяществу и разнообразию форм. Изящные, с очень тонким черепком кушанские керамические сурьма- доны (сосуд для косметики), бокалы, солонки, вазочки, сувенирные хумы говорят о замечательном мастерстве узбекских керамистов. Ташкентская массовая керамика впитала традиции старого узбекского гончарства (Гиждувана), казахского и киргизского искусства, а также русского фарфора. Однако сейчас уже с полным основанием можно говорить о присущем только ей своеобразном стиле. Для него характерна зелено-желтая полива, очень мелкий дробный графический орнамент переплетающихся линий и двойное покрытие сосудов ангобом с последующим процарапыванием узора и раскраской. Такая техника, называемая « чизма », придает орнаменту четкую графичность, так как краски не растекаются за пределы процарапанных линий. Зеленые и желтые пятна наносятся подглазурно на белый ангобированный фон. Очень интересно эта техника применена, например, в сервизе для хурмы, в котором черный гравированный узор создает эффектный контраст со светло-желтой поверхностью. Этим приемом пользовался самый крупный ташкентский мастер Т. Мираллиев, а затем его сын -- К. Турапов. Вместе с тем ташкентские керамисты, на основе лучших традиций прошлого, создают совершенно новые формы художественной керамики, рассчитанной на современный вкус и специфику восточной кухни. Узбекские мастера могут предложить сегодня прекрасные глазурованные и терракотовые чайные и ликерные сервизы, выполненные в традициях афрасиабской керамики. Для глазурованных характерна подглазурная многоцветная роспись растительного и геометрического характера; для терракотовых — частичное вкрапление глазурованного орнамента в виде простых линий, точек (три зерна), свободно брошенной ветки. Оригинальны винные сервизы, в которых глубокая темно-зеленая или темно-коричневая блестящая глазурь эффектно заменяет орнамент. Весьма экзотически выглядят сервизы для нарына или для плова. На светло-желтом фоне подглазурная роспись растительного и геометрического характера, в которую смело вплетены черной арабской вязью надписи с пожеланиями здоровья. Большим спросом в Узбекистане пользуются расписанные многокрасочными узорами по светлому фону вазы для цветов с изображениями птицы Анко, афоризмами А. Навои, восточными изречениями, всевозможной формы и размеров ляганы (блюда для плова), сплошь разрисованные стилизованным растительным узором «ИСЛИМИ», терракотовые сосуды для поды. украшенные гравированным орнаментом с вкраплением глазури. Глазурованные и терракотовые настенные тарелочки, на которых изображены всемирно известные архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы, а также фантастические животные, рыбы, птицы очень популярны среди туристов. .