Сувениры из керамики и форфора Узбекистана

 Кто в Узбекистане не знает, что глиняный кувшин для хранения воды, молока, вина лучше любого другого сосуда. Но даже самые простые изделия из глины есть результат многовекового народного творчества. С древнейших времен зеленые оазисы Узбекистана славились высоким искусством керамики. В керамике — одном из самых массовых народных искусств особенно прочно хранились и развивались творческие традиции. Открытия советских археологов дают яркое представление о значении глиняной посуды у местных народов в далеком прошлом. Истоки гончарного промысла уходят в глубину тысячелетий, в эпоху первобытнообщинного строя. Быт местного населения был тесно связан с глиняными изделиями. Их употребление глубоко традиционно. Только глиняная посуда допускалась в культовые сооружения: мавзолеи, мечети, мазары, так как глина в Узбекистане с незапамятных времен считалась священной - ведь, по преданию, из глины произошел человек. Но обычай обычаем, а узбекские женщины уверяют, что вода в глиняной посуде даже в сорокаградусную жару сохраняет прохладу и свежесть, а излюбленное национальное блюдо - плов аппетитнее выглядит на глиняных ляганах. Однако утилитарное назначение гончарных изделий ничуть не снижает их декоративных свойств. Совершенство форм, красота и изящество превратили их в предметы украшения современного жилища. Для узбекского гончарного искусства, хранимого мастерами — кулолями, до сих пор характерно отчетливое разграничение местных школ с их неповторимым своеобразием. Мастера каждого керамического центра имеют полюбившиеся им формы посуды, узоры, колорит. Многие города и районы Узбекистана славятся своими гончарными традициями, но наибольший успех выпал на долю керамистов Ташкента, Риштана, Гиж-дувана, Самарканда, Шахризябза.

Узбекистан