Шахрисабз
«Зеленый город» - так переводится название Шахрисабза, второго по величине города Кашкадарьинской области Узбекистана. Древний Кеш, как в средние века именовался город, возник во второй половине I тыс. до н.э. в уже существовавшем оазиде. Быстрому росту города в немалой степени способствовали расположенные неподалеку залежи свинца и серебра, а также выгодное географическое положение - через Шахрисабз проходил «великий шелковый путь», одна из крупнейших мировых торговых артерий. Соседство могущественного Самарканда не умаляло торгового значения города, и на базарах Кеша не было недостатка ни в западных, ни в восточных товарах. История города богата событиями. В VIII в. Шахрисабз был одним из центров антиарабского восстания народов края под руководством Муканны. Особенно возвысился Шахрисабз при Тимуре (это была его родина), но уже к концу XVI в. город постепенно приходит в упадок и в начале XX в. превращается в заштатный центр одного из бекств Бухарского эмирата. Издавна в Кашкадарьинском оазисе культивировалось шелководство.
Мягкий климат, чистый горный воздух, хорошая вода и обилие зелени создают здесь благоприятные условия для отдыха. А наличие великолепных памятников прошлых эпох влечет в Шахрисабз множество туристов.
До нашего времени в нем сохранились памятники позднего средневековья (начиная со второй половины XIV в.), как бы продолжающие галерею блестящих творений эпохи Тимуридов в Самарканде.
В 1336 г. в селении Ходжа-Ильгар в тридцати километрах от Шахрисабза, у правителя округи - эмира Тарагая, происходившего из племени барлас, родился сын Тимур. Став правителем огромной державы, Тимур много внимания уделял строительной деятельности в своем родном крае, превратив Шахрисабз в один из красивейших городов Востока.
В последней четверти XIV столетия город был окружен мощной глинобитной стеной, толщина которой в нижней части составляла 9 м. В стене было четверо ворот - по числу дорог, сходившихся в Шахрисабзе. Перед воротами через ров перекидывались подъемные мосты. Посетившие Шах-рисабз в XV в. путешественники отмечали великолепную архитектуру дворцов, гражданских и культовых зданий, утопавших в зелени садов загородных строений. Самым грандиозным зданием Шахри-сабза был дворец Тимура - Ак-Сарай («Белый дворец»). Глава испанского посольства Рюи Гонсалес де Клавихо, восхищенный увиденным, писал, что отделка интерьеров этого величественного строения по художественным достоинствам не уступала лучшим парижским дворцам. К сожалению, время не пощадило этого замечательного сооружения, и сейчас представление о его масштабах можно получить лишь по сохранившимся устоям портала. Но дело даже не в размерах (высота уцелевшей части портала почти 40 метров при 22-метровой ширине пролета) - неповторим сам декор здания: четкость рисунка орнамента, изысканность цвета и соразмерность деталей.
Пришедшая на смену Тимуридам династия Шибанидов, избравшая своей столицей Бухару, очень ревниво относилась к свидетельствам величия своих предшественников, что печально отразилось на судьбе многих памятников тимуридской эпохи в Шахрисабзе. Уже к концу XVIII в. дворец Ак-Сарай превратился в руины. Значительно меньшим разрушениям подверглись памятники тимуридского времени, расположенные в юго-западной части Шахрисабза. Преимущественно это остатки некогда грандиозного погребального комплекса Тимуридов. Сменившая Улугбека эпоха не почитала знания за добродетель. Мракобесие реакционного мусульманского духовенства признавало только религиозное образование. Население в массе своей было неграмотным. К тому же в оазисах оседало значительное количество кочевников-скотоводов, которые не знали местной устной исторической традиции. В результате к концу XVIII в. в Шахрисабзе было забыто даже название комплекса. Старая, в обыденном понимании людей, постройка должна быть святой и, с легкой руки духовенства, получила название гумбаз Хазрет-Имам (купол «Святой Имам»), Сложилась и фантастически нелепая биография «святого».
На самом деле Хазрет-Имам - мавзолей скончавшегося в 1376 г. в Самарканде старшего сына Тимура, Джехан гира, похороненного на родине предков. Здание строилось очень долго - с 1379 по 1404 гг. Здесь же был захоронен в 1394 г. второй сын Тимура -Омар-Шейх. Став фамильной усыпальницей Тимуридов, мавзолей получил название Дорус-Сиадат - «Обитель власти». Но недолго помнили потомки прошлых своих властителей, только с привлечением всех видов исторических источников стало возможно восстановить в основных чертах планировку и конструкцию здания.
Вход в «Обитель власти» был обращен в сторону могилы отца Тимура. За зиаратханой находился склеп, приготовленный Тимуром для себя. Это сооружение так и не дождалось своего хозяина, захороненного в Самарканде. Слева и справа от входа в мавзолей находятся усыпальницы сыновей Тимура. На втором этаже здания были описанные тем же Клавихо роскошные апартаменты. Необычна для этих мест конструкция купола мавзолея Джехангира. Скорее всего он сооружался мастером из разграбленного Тимуром Гурганджа (Ургенча), где такая конструкция широко бытовала. Отделка внутренних помещений мавзолея отличалась от отделки интерьера самаркандских усыпальниц. Здесь не было полихромных изразцов, стены и потолки украшала синяя роспись по белому фону. Фамильная усыпальница Тимуридов еще до конца не исследована, она изучается одновременно с реставрацией здания.
Что же касается склепа Тимура, то его конструкция повторяет очень старую, традиционную для Средней Азии крестообразную планировку. Внутри усыпальница выложена белым камнем, а декором служат выполненные с большим вкусом и искусством надписи-орнаменты. Во времена правления Тимуридов вокруг ансамбля был разбит сад, не уступавший по роскоши знаменитым самаркандским паркам. До наших дней на месте сада сохраняются довольно внушительного (но не тимуридского!) возраста чинары. Другой погребальный комплекс тимуридского времени в Шахрисабзе – Дорут Тиляват («Дом созерцания») сохранился полнее. Он связан с именем Шамседдина Куляля («Горшечника»), который был духовным наставником основателя дервишского ордена Накшбендия шейха Бехауддина и отца Тимура - эмира Тарагая. Ку-ляль пользовался большим влиянием не только в религиозных вопросах, но и в светских делах, за что его называли Амири-Калян - «Великий эмир». И «Горшечник», и отец Тимура похоронены рядом. Над могилой Куляля при Улугбеке был построен мавзолей, где привлекает внимание деревянная дверь с великолепной резьбой. В это же время (1435 г.) была построена и пятничная мечеть Шахрисабза, известная под названием Кок-Гумбаз -«Голубой купол». Немного позднее к мавзолею Куляля Улугбек пристроил
макбарат - усыпальницу. Архитектура здания, как и большинства построек Улугбека, выдержана в лучших традициях XIV-XV вв. Интерьер расписан синими узорами по белому ган-чевому фону. Как и в оформлении интерьера большинства зданий Шахрисабза, изразцы не украшали усыпальницу. Неизвестно, как попали в усыпальницу не имевшие к Тимуридам никакого отношения надгробия термезских сейидов*, но именно они дали повод назвать здание Гумбези-Сейи-дан - «Купол сейидов». И только после исследований историков зданию вернули первоначальное название. Мавзолей Куляля с усыпальницей Улугбека, могила отца Тимура и пятничная мечеть были огорожены стенами медресе Дорут-Тиляват, которые не сохранились. Особый интерес представляют два гражданских здания той же эпохи -крытый рынок «чор-су» («четыре во ды») и баня со сводчато-купольными перекрытиями. Оба здания функционируют и по сей день... Осмотр памятников Шахрисабза тиму-ридской эпохи как бы подводит черту под тем временем, когда архитектура Средней Азии во многих своих направлениях была законодателем мод. Дальнейший наш маршрут лежит уже по тем местам, где памятники XIV-XV вв. не столь впечатляющи, и нас ждут другие столетия.
Шахрисабз - «родовое гнездо» Тимура. Здесь были могилы его предков, здесь он похоронил своих детей, желал быть похороненным сам. Усыпальницы Тимуридов в фамильном некрополе Дорус-Сиадат, или «Обитель власти» (XIV в.), примыкавшем к усыпальнице сына Тимура - мавзолею Джехангира, увенчанному шатровым куполом хорезмского стиля
Одно из самых грандиозных сооружений Тимура в Шахрисабзе - дворец-гигант Ак-Са-рай. или «Белый дворец» (XV в.), построенный мастерами из Гурганджа (Ургенча). Арка входного портала этого гиганта, рухнувшая двести лет назад, была крупнейшей в Средней Азии.