Самарканд
По старому караванному «шелковому пути» современная автострада приводит нас в зеленую долину своенравной реки Самгар. Здесь находятся легендарные «ворота Тамерлана» - разрезанная водами Самгара скала, образующая теснину. По преданию, в средние века она была перегорожена огромной цепью, и караваны из восточных районов Средней и Центральной Азии должны были платить за проход через нее пошлину. За «воротами Тамерлана», собственно, и начинается Самаркандская область Узбекистана, названная по имени главного ее города -Самарканда. К услугам тех, кто приезжает сюда сегодня, пять современных гостиниц с ресторанами национальной и европейской кухни, бары и кафе, чайханы Гостеприимный Самарканд радушно встречает своих гостей и создает все условия для знакомства с его настоящим и прошлым. Самарканд - один из древнейших городов мира: в 1970 г. он отпраздновал свой 2500-летний юбилей. Это и первая столица республики (в 1924 г. здесь было провозглашено образование Узбекской ССР). Город, второй в Узбекистане по величине и значению, насчитывающий ныне около полумиллиона жителей, расположен на левом берегу реки Заравшан («Золотоносной», так переводится ее имя), берущей начало в ледниках Туркестанского хребта, дальние отроги которого подступают к городу с востока. Велика роль реки Заравшан в жизни города еще с глубокой древности. И сегодня вся оросительная система этого плодороднейшего края, часто называемого Зеравшанским оазисом, основана на использовании воды реки.
Как и подавляющее большинство среднеазиатских городов, Самарканд имел множество мелких кустарных мастерских, в каждой из которых работали мастер с помощником и учеником. В производстве художественных изделий эта традиция сохранилась в городе и до наших дней. Сегодня Самарканд - индустриально развитый город. Более 60 крупных предприятий производят здесь двигатели, лифты, киноаппаратуру, бытовые холодильники, хлопкоочистительные машины. Самаркандцы выпускают также железобетонные конструкции, мебель, шелковые ткани, товары швейного производства, кожу и изделия из нее, фарфоровую посуду, пищевые консервы. В Самарканде находятся один из крупнейших в республике суперфосфатный завод, обеспечивающий сельское хозяйство Узбекистана удобрениями, чаеразвесочная фабрика и хлопкоочистительные заводы. Валовой объем продукции самаркандских предприятий за годы Советской власти увеличился по сравнению с 1913 г. почти в 90 раз! Энергетическая оснащенность Самарканда отвечает самым современным требованиям, а тепло- и гидростанции города включены в обще среднеазиатскую энергетическую систему... Самарканд строится. На западных окраинах города выросли новые жилые массивы - им. Ю. Гагарина, «Чайка» и др. с современными многоэтажными домами. За годы Советской власти в городе проложены десятки новых улиц. Воздушным сообщением Самарканд связан ныне со всеми столицами союзных республик, крупными городами Средней Азии и районными центрами области. Развита и сеть автобусных сообщений (железная дорога здесь была построена еще в XIX в.).
Со средневековой историей и далеким прошлым Самарканда посетителей знакомят Мемориальный музей Улугбека и Музей истории города. Однако главным хранителем истории Самарканда являются его археологические и архитектурные памятники, привлекающие в Узбекистан многочисленных туристов из всех уголков бывшего Советского Союза и из-за рубежа. ... Поселение на месте этого древнего города возникло очень давно. В самом его центре обнаружены стоянки людей древнекаменного века (палеолита), имеются свидетельства пребывания здесь людей и в другие исторические периоды - в новокаменном веке (неолите) и в эпоху бронзового века. Своего расцвета впервые город достиг в античное время, то есть в середине I тыс. до н.э. Мараканда, как называли в древности город - ровесник Рима, находилась в северо-восточной части современного Самарканда. Это известное городище Афрасиаб. По широко бытующей легенде, Афра-сиаб - имя легендарного царя Турана (так в древности называлась большая часть Средней Азии). Город просуществовал до 1220 г., когда он был разрушен полчищами Чингисхана. Под 10-15-метровой толщей вековых напластований Афрасиаба сокрыты остатки столицы Согда, Согдианы -одной из древнейших областей Средней Азии.
Находясь на перекрестке многих торговых путей, соединяющих страны Европы и Азии (через Самарканд проходил и знаменитый «шелковый путь»), город богател, в нем развивались ремесла. Самарканд с одинаковым успехом впитывал достижения цивилизаций Востока и Запада. Высокого уровня в городе достигло производство шелковых и хлопчатобумажных тканей, выделка знаменитой самаркандской бумаги, обработка драгоценных и цветных металлов, изготовление оружия. Когда в IV в. до н.э. закованные в броню фаланги Александра Македонского подошли к Самарканду, они застали цветущий город, окруженный мощными оборонительными стенами, небольшие сохранившиеся части которых открыты археологами в западной части городища (около современной автостанции). Здесь протекали драматические события борьбы согдийцев под руководством знаменитого Спитамена против Искандера Двурогого, как называли в Средней Азии Александра Македонского.
... На рубеже нашей эры античная Мараканда достигает наивысшего расцвета. Прокладываются мощные каналы и возводятся другие ирригационные сооружения, обеспечивающие город и оазис водой. Накануне завоевания арабами Средней Азии город по мере его роста окружало три кольца мощных оборонительных стен. Археологами открыты великолепные здания Самарканда того времени. Стены домов богато декорированы резным ганчем*, поливными изразцами, многоцветной росписью. Орнаментальное и декоративное искусство согдийцев восхищает своим совершенством. Фрески, украшавшие стены парадных залов, рассказывают нам о жизни предков многих народов Средней Азии, дают представление об их внешнем облике, одежде, оружии и т.п. По открытым на Афрасиабе фрескам можно судить даже об узорах на тканях, из которых изготовлены одежды изображенных людей...
Период арабского завоевания (VIII в.) пагубно отразился на культуре и экономике Средней Азии. Не составлял исключения и Самарканд. Только в период правления династии Саманидов, создавших обширное государство, в городе активизируется строительство. На Афрасиабе открыты остатки дворца Саманидов IX-X вв., давшие великолепные образцы внутреннего декора зданий. Активная строительная деятельность продолжалась и позднее - при вхождении Самарканда в государство Караханидов (XI - начало XIII в.). От погрома, учиненного Самарканду ордами Чингисхана, уцелело и сохранилось до наших дней только одно здание XII в. - мазар Ходжа Абди Да-рун, значительно перестроенный в XV в. при Улугбеке. Отдельные детали строений домонгольского времени в наши дни можно еще увидеть и в сооружениях уникального средневекового погребального комплекса Шахи-Зинда, расположенного на юго-восточном склоне Афрасиаба. Легенда повествует, что здесь похоронен двоюродный брат пророка Мухам-
меда - Кусам ибн-Аббас, на войско которого во время намаза (молитвы) напали неверные (кафыры) и перебили арабов. Кусам со своей отрубленной головой в руках, говорит легенда, спустился в глубокий колодец (в райские сады) и продолжает там жить до сих пор. Вокруг «могилы Кусама» якобы еще в домонгольское время сложился своеобразный погребальный комплекс, который был разрушен во время нашествия. Остатки сооружений, предшествовавших этому времени, изучаются археологами, однако пока исследования не подтвердили наличия погребального комплекса, который можно было бы отнести ко времени завоевания арабами Средней Азии (достоверных сведений о пребывании Кусама в Самарканде нет). Однако культ «могилы Кусама», как и всего комплекса Шахи-Зинда, на самом деле основывается на древней доисламской традиции почитания «Живого царя» (Шахи-Зинда), связанной с именем Афрасиаба, но уже как владетеля подземного царства. Мусульманское духовенство поддерживало этот культ, прикрыв его именем Кусама, и объявило место исламской святыней.
Комплекс Шахи-Зинда состоит из трех групп сооружений, соединенных между собой коридором. Самые древние усыпальницы сгруппированы в северной (верхней) части комплекса около мазара Кусама и выстроенной здесь же мечети. Внешний вид сооружения, как и интерьер, со времени основания сильно изменился, о чем, в частности, свидетельствует описание внутреннего убранства, сделанное в XIV в. Сейчас «могилу Кусама» украшает надгробие из поливных изразцов, заменившее средневековое, которое было выполнено из черного дерева и украшено драгоценными металлами и самоцветами.
В этой же части комплекса Шахи-Зинда находятся три мавзолея, построенные в XIV в. Это усыпальница одного из военачальников Тимура, эмира Бурундука (1380 г.), мавзолей Ходжи Ахмада и Безымянный (60-е годы XIV в.). Самые поздние здания этой части -мавзолей и поминальная мечеть Ту-ман-ака (жены Тимура), построенные в 1405 г. Если в архитектуре и в декоре первых трех зданий в большей мере сохранились местные среднеазиатские традиции, то при строительстве мечети и мавзолея Туман-ака использованы уже другие приемы и пропорции в композиции, четко указывающие на влияние западных (иранских) архитектурных школ.
Вторую (среднюю) группу образуют пять мавзолеев: Шади-Мульк (1372 г.), Эмир-Хусейн (1376 г.), Ширин-Бика-ака (1385 г.), Эмир-заде (1386 г.) и безымянный Восьмигранный мавзолей. Из всей группы выделяется роскошным убранством мавзолей Шади-Мульк (племянницы Тимура), известный также под именем ее матери Туркан-ака, умершей десять лет спустя после смерти дочери. Совершенством композиционных и цветовых решений, тонкостью и изяществом воплощения замысла мастера-строителя поражает декор и других зданий. Этой группой мавзолеев заканчиваются усыпальницы представителей царского дома Тимуридов...
В нижней части комплекса, при входе на Шахи-Зинду, расположены здания, построенные при внуке Тимура, У луг-беке. Наибольшее впечатление производит мавзолей знаменитого астронома Казы-заде Руми. Воздавая должное уважение ученому, Улугбек распорядился построить здание в таких пропорциях, чтобы, несмотря на более низкое место усыпальницы, ее купола находились на одном уровне с куполами мавзолеев представителей царской фамилии. С именем Улугбека связано и сооружение в 1434-1435 гг. входного портала. Уникальность Шахи-Зинды заключается не только в архитектуре строений и неподдающемся описанию великолепии их декора. После осмотра комплекса возникает удивительное ощущение голубизны окружающего вас мира: и прозрачную бескрайность неба, и нежную лазурь горных озер с их фиолетовыми тенями, и бирюзу куфических надписей - все соединило в себе совершенство Шахи-Зинды. При этом не ощущается подавленности, присущей могильным склепам, скорбной тяжести кладбищ. Гений мастеров-строителей создал памятник не мертвым, а живым, донеся до потомков величие духа народа, не покоренного ни правителями, ни религией... Неподалеку от Шахи-Зинды расположены руины одного из самых грандиозных сооружений, созданных среднеазиатским средневековьем. Это остатки джума-мечети Биби-Ханым. Сооружение в самом деле было гигантским - прямоугольник внешних стен в длину достигал 167 м при ширине 109 м. На 40-метровую высоту вознесся величественный купол главного помещения. Построенная в 1404 г. мечеть простояла недолго, -замысел ее творцов опередил время, и материал не выдержал громадных перегрузок. Здание не смогло противостоять землетрясениям и начало разрушаться уже спустя некоторое время после окончания строительства. Но даже руины этого уникального сооружения поражают величием замысла зодчего.
Великолепие соборной мечети породило в народных массах множество легенд. Одна из них приписывает замысел постройки этого сооружения жене Тимура - Биби-Ханым. Она долго не могла найти мастера-строителя, который смог бы в материале воплотить ее замысел. Согласие дал молодой зодчий, страстно влюбленный в свою повелительницу. Платой за строительство должно было быть разрешение поцеловать Биби-Ханым. После окончания стройки гордая царица разрешила поцеловать себя, но только через подушку. Однако поцелуй влюбленного юноши оказался настолько пылким, что не помешала преграда - на груди Биби-Ханым остался его след. Вернувшийся из индийского похода Тимур увидел роковой след и велел привести к нему дерзкого мастера. Однако его не нашли, он навсегда покинул Самарканд... Эта поэтическая легенда лишена исторической правды. Ни одним достоверным источником не засвидетельствована жена Тимура по имени Биби-Ханым. Наблюдала за строительством мечети, начавшимся в 1399 г., по распоряжению Тимура, его далеко не молодая жена, которая скорее всего строила расположенное напротив соборной мечети медресе. И звали ее не Биби-Ханым, а Сараи-Мульк-Ханым. От творения Сараи-Мульк-Ханым до нас дошел только один памятник, по традиции называемый мавзолеем Биби-Ханым.
Не столь грандиозен по размерам, но не менее совершенен по своему архитектурному решению один из интереснейших памятников среднеазиатского зодчества - ансамбль Мухаммед-Султана, или знаменитый Гур-Эмир. До наших дней от комплекса, включавшего в себя еще и медресе и ханаку*, сохранился лишь мавзолей - самая поздняя постройка ансамбля. Комплекс предназначался для обучения и подготовки к государственной службе детей знатных фамилий, однако ему было суждено стать усыпальницей Тимуридов. Строительство его Тимур приказал начать после смерти в 1403 г. внука - Мухаммед-Султана. А в 1405 г. в подземном склепе Гур-Эмира был погребен скончавшийся в Отраре (Южный Казахстан) во время похода в Китай «Железный хромец» - Тимур. В последующие столетия к первоначальному зданию были сделаны различные пристройки, заметно изменившие его облик. Научное исследование Гур-Эмира началось уже в конце XIX в. В 1941 г. погребения в склепе были вскрыты, и по костным
останкам известным советским скульптором-антропологом М.М. Герасимовым были воссозданы портреты Тимура и его внука - выдающегося астронома и математика Улугбека... Для того чтобы прославиться, Самарканду достаточно было быть только родиной Улугбека, обессмертившего свое имя целым рядом открытий и исследований, намного опередивших европейские. В 1429 г. в восточной части современного Самарканда, на холме али-Расад, Улугбеком была заложена знаменитая астрономическая обсерватория. Современники оставили нам описание этого великолепного сооружения - трехэтажного круглого здания диаметром 46 м и высотой около 30 м. Основной его инструмент -секстант - по точности исполнения и по размерам не имел себе равных в мире. В обсерватории работали такие выдающиеся ученые, как Казы-заде Руми (его мавзолей расположен в Шахи-Зинде), Али-Кушчи и другие. Под руководством Улугбека были составлены уникальные звездные таблицы «Зидж-и-Гургани». Точность наблюдений Улугбека и его соратников была такова, что таблицы не потеряли своего значения и в наши дни. Трагична судьба обсерватории, как и судьба ее создателя: после гибели Улугбека, ставшего жертвой заговора мусульманского духовенства, здание обсерватории (его наземная часть) было разрушено фанатиками. Но главный труд Улугбека - звездную книгу «Зидж-иТургани» - сохранил для потомков его ученик Али-Кушчи...
Только в 1908 г. местонахождение исчезнувшей обсерватории обнаружил самаркандский археолог В.Л. Вяткин. Сейчас около ее остатков (сохранился только секстант и часть фундамента) создан мемориальный музей великого ученого.
Свой любимый город, «центр Вселенной», как его именовали современники, Тимур украшал не только уникальными архитектурными сооружениями. Путешественники, посещавшие Самарканд в эпоху Тимура и Улугбека, с нескрываемым восторгом описывали сады и парки города, в устройстве которых отразился богатейший опыт среднеазиатских земледельцев. Время Тимуридов представлено в Самарканде, кроме того, и другими царскими усыпальницами -Ак-Сараем, построенным в 70-х годах XV в., Ишрат-Ханой (1464 г.) - местом погребения женщин царской фамилии и др. Особо следует отметить мазар Чупан-Ата (30-40 гг. XIV в.), отражающий доисламский скотоводческий культ. В нем нет захоронения, и, по существу, здание является своего рода памятником «Отцу пастухов». Величие истории Самарканда во всем блеске предстает в его главной площади, Регистане. Здесь, в центре старого Самарканда, взметнулись ввысь голубые минареты еще одного великолепного ансамбля из трех медресе, в своем современном виде оформившегося к шестидесятым годам XVII столетия. Начало ему было положено строительством медресе Улугбека (1417-1420 гг.), являвшегося частью оформления главной площади государства. Но уже в XVI в. многие здания XV и начала XVI в. начали разрушаться, и в 1619 г. правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур закладывает медресе Шер-Дор, строительство которого заканчивается в 1635-1636 гг. Спустя четверть века между ними вырастает медресе Тилля-Кари, исполняющее одновременно и функции соборной мечети.
Зодчие XVII столетия сумели создать ансамбль, сохранивший все достоинства средневековой архитектуры Средней Азии, соединив в единое целое строительные приемы разных столетий. На южной окраине Самарканда, рядом с небольшим кладбищем, на могилах которого установлены богатые надгробия, находится медресе Надира Диван-биги, или медресе Ходжи-Ахра-ра. построенное в 1638 г. Второе свое название оно получило по имени одной из самых мрачных фигур среднеазиатского средневековья, мракобеса и гонителя всего светлого и прогрессивного, вдохновителя заговора против Улугбека, шейха дервишекого ордена Накшбендия Ходжи-Ахрара. Он принадлежал к числу самых крупных землевладельцев Средней Азии, и богатство этого человека могло сравниться только с его жадностью. После смерти Улугбека Ходжа-Ахрар в течение сорока лет фактически был правителем державы Ти-муридов. Умер он в 1490 г. и был похоронен в одном из своих многочисленных имений. У его могилы и возник культовый центр, состоящий из кладбища, медресе и нескольких открытых мечетей. Официальная самаркандская архитектура XIX в. представлена в городе мечетью Хазрет-Хызр. Построенная в середине прошлого века, она была реставрирована в 1915 г. мастером Абу-Кадыром Бакиевым. В планировке, конструкции и декоре этого здания ярко проявились народные традиции гражданской архитектуры, тонкое понимание орнаментального ритма в оформлении стен.
... Итак, мы познакомились с Самаркандом, его прошлым и настоящим, его уникальными памятниками, которые, как драгоценные камни, вставлены в оправу современного города. Наш путь лежит на юг, к Шахрисабзу, верному спутнику Самарканда, делившему с ним все перипетии долгой, противоречивой, но прекрасной истории Согдианы.