Хива
На северо-западе Узбекистана, в стороне от проторенных маршрутов его центральных районов, между двумя великими пустынями Средней Азии -Каракумами и Кызылкумами, в низовьях одной из двух могучих рек края, Амударьи, лежат плодородные земли Хорезмского оазиса. В Узбекистане он поделен между Каракалпакской и Хорезмской областью, площадь которой 4 550 кв.км, а население более 760 тыс. человек.
Область расположена на высоте 100 м над уровнем моря - это самая низменная часть Узбекистана. Климат здесь резко континентальный - умеренно холодная, бесснежная зима и жаркое, сухое лето. По количеству осадков, которые выпадают только зимой и ранней весной, Хорезм занимает одно из последних мест не только в Средней Азии, но и в мире - не более 80-100 мм в год!
Казалось бы, такие условия мало способствуют нормальной жизни человека в этих районах, и тем не менее люди полюбили и освоили здешние места еще в III-начале II тыс. до н.э., используя искусственное орошение водами Амударьи. Хорезм стал центром древнейшей земледельческой цивилизации, знаменитым оазисом-государством, чьи границы порой выходили далеко за пределы Средней Азии... Здесь издавна получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур -пшеницы, риса, люцерны и многих других. Еще в древности Хорезм славился своими «райскими садами», в которых произрастали яблоки и груши, сливы и виноград, персики и абрикосы, инжир и айва, арбузы и дыни. А в далеком IX веке хорезмские дыни в специальных свинцовых футлярах, обложенные льдом, поставлялись ко двору багдадских халифов, причем цена такой дыни была выше стоимости красивой рабыни... Во все века и эпохи, как магнит, манил к себе завоевателей далекий, легендарный, богатый и сказочный Хорезм. Полководец древности не мог считать себя великим, если он не пытался затупить свой меч о знаменитые непробиваемые кольчуги и панцири хорезмских всадников. Но Хорезм был не только заманчивой целью для разноплеменных завоевателей и не только центром блестящей цивилизации, которую многие ученые смело сравнивают с цивилизациями долины Нила и Двуречья, Инда и Хуанхэ, но и исторически сложившейся цитаделью в многовековой обороне народов Средней Азии от вторгавшихся в нее со всех сторон врагов, извечным бастионом и крепостью населявших ее народов...
В Хорезме укрывался и вооружал свое войско народный герой Средней Азии, знаменитый противник Александра Македонского, согдиец Спитамен, в течение нескольких лет возглавлявший борьбу народов края против полчищ Искандера Двурогого. А спустя еще двести пятьдесят лет незавоеванный Хорезм, объединившийся с кочевниками и Согдом, изгнал из большинства областей Средней Азии потомков греко-македонских завоевателей ...
В 53 г. до н.э. прославленная хорезмская конница, закованная в броню, входившая в состав парфянских войск, в знаменитой битве при Каррах нанесла страшное поражение римским легионам триумвира Марка Лициния Крас-са. Римские знамена и голова победителя Спартака в качестве трофея остались на Востоке как единственный след «римского присутствия». Через несколько веков Хорезм отбивает натиск еще одних завоевателей Средней Азии - арабов Кутейбы ибн-Муслима, поднимая одно восстание за другим. Именно в это время столицей независимого Хорезма становится Ургенч, средневековый Гургандж (ныне его развалины находятся в Ташаузской области Туркменской ССР у поселка Куня-Ургенч, что означает «Старый Ургенч»). В период расцвета в Хорезме развиваются ирригация и земледелие, процветают ремесла, наука и искусство. В Гургандже IX-XI вв. жили такие крупнейшие ученые Востока, как математик аль-Хорезми, ученый-энциклопедист Бируни, врач и исследователь Ибн-Сина (Авиценна) и другие. Границы государства хорезмша-хов в XII в. простирались от берегов Каспия до Ирана, от Арала до Гинду-куша...
Потом для Хорезма наступило время тяжких испытаний. Объединенные армии чингизидов - Джагатая, Угедея и Джучи - после полугодовой осады разрушили дамбы, и Амударья затопила Гургандж. Город был стерт с лица земли, 100 тысяч его жителей перебиты, и «еще осталось каждому воину по 24 пленника»... Лишь через два века Гургандж вновь отстраивается и становится настолько многолюдным, что, как писал о нем путешественник и летописец Ибн-Баттута, по его улицам трудно было пройти. Конец кратковременному периоду подъема города положил жестокий Тимур, пять раз ходивший походами на Хорезм и лишь в 1388 г. полностью завоевавший его. С тех пор Гургандж влачил жалкое существование, пока не случилось новой беды - река ушла от него, проложив себе еще одно русло. В середине - конце XVII в. остатки его прежнего населения были выведены в низовья Амударьи, за 140 км, где была заложена крепость, получившая название Новый Ургенч. Ныне это город Ургенч - административный центр Хорезмской области. Город возник на месте небольшого торгового кишлака, куда были переселены жители Старого Ургенча. С присоединением Средней Азии к России здесь начали появляться торговые предприятия и транспортные конторы, заработал небольшой полукустарный хлопкоочистительный завод, сооружен маслобойный заводик. Однако общий вид тогдашнего Ургенча был далек от современного - типичные «восточные» кривые улочки, в которых с трудом могла проехать скрипучая арба; низкие, темные и сырые глинобитные мазанки с плоскими крышами и т.п. Если не считать местных лекарей-табибов, врачей в городе не было вообще, а в единственном мактабе на 30 мест и таком же небольшом медресе обучались дети баев, крупных торговцев и духовенства... Сегодня в 100-тысячном Ургенче насчитывается более 20 предприятий, в том числе завод стройматериалов, силикатный, хлопкоочистительный, маслоэкстракционный, шелкомотальная фабрика.
Но вернемся на четыре столетия назад и на 20 км к юго-западу от Ургенча. В 1598 г., когда Амударья «отшатнулась» от обреченного Ургенча, столица государства была перенесена в один из старинных городов Хорезмского оазиса - Хиву, известную еще в X в. по сообщениям арабских путешественников и географов. Судя по археологическим данным, она существовала уже в VI-VIII вв., возникнув как остановка или караван-сарай* при колодце «Хейваке» на старой караванной дороге.
На протяжении последующего времени, вплоть до признания своей вассальной зависимости от России в 1873 г., Хивинское ханство (или Хорезмское государство, как оно продолжало именоваться в местной официальной терминологии) знало периоды упадка и подъема, набегов бухарских эмиров и иранских шахов, туркменских племен и других завоевателей. За все эти годы, до первых десятилетий XX века, когда в 1920 г. в результате всеобщего народного восстания, поддержанного частями Красной Армии, была свергнута власть последнего хивинского хана, город постепенно отстраивался, приобретая свой типично «восточный» облик. Возводимые в течение столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV в.) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Хиву в своеобразный город-памятник, город-заповедник (которым он и стал официально с 1968 года), сказочный восточный город, словно сошедший со страниц «Тысячи и одной ночи»... Знакомство с архитектурными памятниками Хивы обычно начинают с осмотра старинного укрепленного дворца Куня-Арк, или «Старой крепости», что находится у западной стены Ичан-калы - внутреннего города, древней его части, превращенной ныне в заповедник. Окончательно достроенная лишь в XIX в., хотя начала строиться еще в XVII в., крепость некогда состояла из ханской канцелярии, зала для приемов, гарема, летней и зимней мечети и монетного двора, а также подсобных помещений - караульных, конюшен, складов и мастерских. Сейчас здесь вовсю идут реставрационные работы, рассчитанные на много лет. Рядом на примыкающих к дворцу стенах Ичан-калы можно видеть остатки странного глинобитного сооружения -башни или вышки. Согласно преданию, это была дозорная вышка (некогда самая высокая в Хиве), превращенная затем в келью-худжру Ак-шейха-бобо - таинственного «Белого старца», чей культ восходит к доисламским временам. Поблизости от Куня-Арка стоит один из самых древних памятников шахристана Хивы - мавзолей Сейида Аллауддина, воздвигнутый в золотоордынское время (XIV в.), с изящным и прекрасным надгробием, облицованным исключительными по красоте и сложности работы изразцами, - под слоем глазури проступает нежный выпуклый рисунок растительного орнамента.
Древнее этого сооружения с приземистым и грузным восьмигранным куполом разве что легендарный колодец «Хейвак», по соседству с которым в песчаной местности, на древнем пути из Мерва в старую столицу Хорезма -Гургандж, и возникла «Хейва» (Хива). В его конструкции - а он находится у северо-западной стены Ичан-калы -действительно проступают следы очень древней каменной кладки. При ремонте колодца над ним были обнаружены остатки купольного сооружения, прикрытого ныне землей. Второй период в развитии архитектуры Хивы падает на XVI-XVII вв., когда город возвышается в правление узбекских ханов (до этого он был яблоком раздора между Тимуридами и Шибанидами). На протяжении XVII в. в Хиве были построены небольшие по объему, простые и скромные здания: медресе Араб-Мухаммед-хана (1616 г.), Ак-мечеть и бани Ануш-хана (1657 г.), медресе Ходжан-берды-бия (1688 г.) и другие. Затем Хивинское ханство, подобно ряду других малых государств Среднего Востока, вступает в полосу жестокого разорения, тяжелого кризиса и упадка, что совпало с междоусобной борьбой за власть, набегами бухарских эмиров и туркменских племен. В 1718-1719 гг. в честь удачного набега хивинского хана на иранский Мешхед около 5 тыс. пленных рабов строят в городе медресе Ширгази-ха-на, ставшее затем одним из первых учебных заведений Хивы. По словам хивинской исторической хроники, обманутые рабы, которым хан обещал свободу после окончания строительства, убили в недостроенном здании самого заказчика - лживого Ширгази-хана, где он и был погребен своими потомками.
В конце XVIII в. во время фортификационных работ в Ичан-кале (это третий период в развитии архитектуры Хивы) было перестроено еще одно из древнейших зданий города - Соборная мечеть, или Джума-мечеть, которую видели средневековые путешественники еще в X в. По мнению знатоков архитектуры, конструктивные особенности мечети (в первую очередь ее 218 удивительных резных деревянных колонн) сближают ее со старинными мечетями Аравии. Именно эти колонны - среди них всего 10-13, относящихся
к XI-XIV вв., - являют собой лучшие из лучших образцов древней хорезмской резьбы по дереву и главную достопримечательность памятника. Фасад мечети повернут в сторону единственной прямой улицы в Хиве, начинающейся вблизи Куня-Арка и медресе Мухаммед-Амин-хана и приводящей к площади и восточным воротам -«Пахлаван-дарбаза» («Богатырские ворота»), носящим еще одно народное название - «Ворота палачей». Именно на этой площади зачитывались ханские указы, совершались публичные казни, и за стенами шахристана располагался один из крупнейших на Восто-
ке невольничьих рынков. От того времени здесь сохранились торговые ряды в виде длинной галереи, перекрытой шестью куполами, множеством сводчатых ниш и малых куполов по обеим сторонам проезда.
В первой половине XIX в. на площади, ставшей центральной, начали возводить крупные монументальные сооружения - в первую очередь медресе Кутлуг-Мурад-инака (1812 г.) и медресе Аллакули-хана (1835 г.). Начался период медленного политического подъема Хивинского ханства. Именно с середины XIX столетия наступает в Хиве последний, особенно интенсивный период строительной деятельности, когда в городе возводятся многие жилые дома, крытые базары и караван-сараи, мечети, мавзолеи и медресе. Среди них самым выдающимся памятником хивинской архитектуры XIX в. считается дворец Ташхаули, или «Каменный двор» (усадьба), построенный в 1838 г., а также одно из лучших творений мастеров этой эпохи, обратившихся к традициям хорезмского зодчества дотимуровского времени, - мавзолей патрона города Пахлавана Махмуда, чья могила находилась на кладбище, позади Джума-мечети. Как только здание было построено, оно стало династической усыпальницей хивинских ханов...
Любопытна история сооружения этого памятника, как и история человека, в честь которого был сооружен мавзолей, - простого ремесленника Махмуда, получившего за свою огромную физическую силу и совершенные воинские и спортивные подвиги прозвище Пахлаван, что означает «Богатырь». Его имя носят в Хиве восточные ворота Ичан-калы - «Пахлаван-дарбаза» -и главный канал-арык города, питающий Хиву водой, - «Пахлаван-яб». Прославленный богатырь был также известным и любимым в народе поэтом, «хорезмским Омаром Хайямом», автором более 300 рубай, традиционных восточных четверостиший любовно-философского содержания, в которых он прославлял земную жизнь со всеми ее горестями и радостями, высмеивал духовенство. Хивинские ревнители веры решили посмертно «приручить» вольнодумца, объявив его святым.
Около 700 лет могила «хивинского Хайяма» была местом религиозного поклонения. Когда же в I960 г. на стенах усыпальницы обнаружили его удивительные по силе четверостишия, ранее принимавшиеся за выдержки из Корана и других религиозных сочинений, мавзолей поэта-вольнодумца, любимца народа, был превращен в музей, своего рода «избранный однотомник» Пахлавана Махмуда, писавшего под псевдонимом Пирьяр-Вали. Стихи его, кроме тех, что были найдены на стенах усыпальницы, не сохранились, по крайней мере, их нет пока ни в одном хранилище рукописей. На территории заповедника это не единственный музей, расположенный в памятниках архитектуры старой Хивы. Так, в медресе Кази-калян (начало XX в.) находится небольшой Музей прикладного искусства умельцев Хорезма, в медресе Абдулла-хана (1855 г.) -Музей природы Хорезмского оазиса, в медресе Аллакули-хана (1835 г.) - Музей истории медицины древнего Хорезма им. Ибн-Сины (Авиценны) и другие. Наконец, в известном дворце последних хивинских ханов сегодня находится Музей истории советского периода, знакомящий посетителей с недавним прошлым Хорезма, начиная с 1920 г. и кончая нашими днями. Со времен средневековья в Хиве сохранилось традиционное разделение города на две обособленные друг от друга части: внутренний город (шах-ристан) - Ичан-кала и внешний город (рабад) - Дишан-кала. В древней части города без проводника легко заблудиться в хитросплетении узких улиц-лабиринтов, и только сверху понятны особенности его планировки. Еще на дальних подступах к городу виден огромный минарет Ислам-Ходжа (высота - 56,6 м, диаметр у основания -9,5 м), построенный в 1910-1918 гг., с венчающей его смотровой ротондой.
Именно отсюда открывается прекрасный вид на Хиву и ее окрестности. Внизу застыли громады кубических и круглых форм, пронзаемые стрелами минаретов и башен, - яркая картина давно угасшей жизни феодального города, по которому больше никогда (разве что при съемках фильма) не промчатся всадники в галабеях и бурнусах, белоснежных чалмах с пышными султанами.
А если перевести взгляд вдаль, где расплывается в дрожащем мареве миражей пустыня, можно увидеть разделенные сетью арыков прямоугольники зеленых или белых хлопковых полей, цветущие или сгибающиеся под тяжестью плодов деревья, сквозь которые проступают асфальтированные улицы, современные постройки нового города, административные здания, кинотеатры, клубы и библиотеки, «журавли» подъемных кранов у новых строящихся домов, машины, толпы нарядно одетых людей... Тридцатитысячный древний город живет своей обычной жизнью. Сегодня он связан многими воздушными и сухопутными дорогами с остальными городами республики, даже с такими отдаленными, как Фергана.