Фарфор в Узбекистане
Фарфор как вид декоративно-прикладного искусства до начала 50-х годов XX в. не был развит в Узбекистане. Фарфоровые изделия, разумеется, изготовлялись и в старину. Многолетним опытом вырабатывались национальные секреты в технике, декоре. Были и прекрасные мастера, истинные чародеи своего дела, создававшие тонкие и звонкие пиалы, среди которых встречались и подлинные бесценные шедевры. Но изготовление фарфоровых изделий не получило такой широкой популярности, как, например, в Китае.
Мечта узбекского народа с собственном « чини » — фарфоре осуществилась с организацией в 1953 г. ташкентского фарфорового завода. Сейчас это крупное предприятие объединяет замечательных художников, , которые в основу своего творчества положили освоение традиционных национальных форм посуды -пиал, кос, чайников, ляганов, ваз.
Ассортимент изделий, выпускаемых заводом, обширен чайные сервизы («Олень», «Звезда» и т.д.), наборы для вина, декоративные ляганы, шокоса (глубокие чаши на подставке), всевозможных размеров и форм вазы для цветов и др.
Многовековой традицией освещено применение в народе такой посуды, как ляганы, разнообразные косы и, конечно, пиалы. Как-то по-особенному душист и ароматен чай, если пьешь его из звонкой пиалы. Через пиалу, по восточной пословице, лежит путь к сердцу собеседника. В декоре фарфоровых сосудов используют бесконечное разнообразие восточного орнамента (коробочки хлопка, плоды граната, миндаля, цветы, листья, вьющиеся побеги). Широко применяется подглазурная и надглазурная роспись. Умело используется в декоре кобальт, на фоне которого эффектно выделяется белый или золотой цветочный узор.
В экспериментальной лаборатории завода,, создаются также оригинальные сувениры — миниатюрные сосуды в форме архитектурных памятников Самарканда. Это мавзолей Гур-Эмир, медресе Улугбека и Шир-Дор, самаркандские и хивинские минареты. Такие сувениры пользовались большим спросом в дни проведения недели узбекского искусства на Всемирной выставке в Монреале в 1967.