Бухара
История «Бухара-и-Шериф» -«Благородной Бухары», как ее величали, одного из крупнейших и древнейших городов Средней Азии Узбекистана, писалась уже тысячу лет тому назад. Историк X в. Наршахи отмечал, что это был многолюдный и богатый город с шумными базарами и красивыми строениями. Совсем другой предстает Бухара европейцам, посетившим ее в XIX в. Отгороженный от внешнего мира средневековой стеной, окруженный солончаковыми болотами, город теснился в границах XVI столетия, как бы заснув в своем прошлом...
Наиболее древние следы своей жизни город сохранил под многометровыми наслоениями бухарской цитадели - Арк. Сейчас уже бесспорно, что поселение на этом месте существовало более 2 тыс. лет назад. Но с тех отдаленных времен до нас дошли свидетельства, понятные лишь археологам. Самый древний из сохранившихся архитектурных памятников Бухары - жемчужина мировой культуры - мавзолей Саманидов... После арабского завоевания Средняя Азия довольно быстро вышла из-под контроля халифата. Здесь стали образовываться самостоятельные государства, самым могущественным из которых было государство Саманидов (IX-X вв.), своей столицей избравших Бухару. Это был период наивысшего расцвета города, когда наука, искусство и ремесла в Бухаре достигли очень высокого уровня.
Здание фамильной усыпальницы правителей Бухары построено в лучших традициях согдийской архитектуры. Конструкция здания проста - куб, перекрытый полушарием. Все четыре фасада равнозначны. Мазар сложен из разномерного и подтесанного кирпича. В декоре использованы фигурные кирпичные плитки. Весь эмоциональный эффект здание производит за счет фигурной кладки - чередования и сочетания линий и плоскостей из кирпичей, положенных под разным углом к цоколю здания. Столь же впечат-
ляюще и оформление интерьера, в котором использован тот же изобразительный прием.
В XI в. власть в Средней Азии перешла к династии Караханидов. Строительная деятельность караханидских правителей была весьма активной, но не всегда удачной. Так, в XII в. один из прекраснейших минаретов города вскоре после завершения строительства рухнул, разрушив соборную мечеть. Взамен него был построен дошедший до нас минарет Калян (XII в.).
Как и большинство выдающихся памятников прошлого, минарет Калян окружен легендами. Народная молва повествует, что «во времена эмира» с него сбрасывали женщин, уличенных в неверности своим мужьям, пока одной из ложно обвиненных в прелюбодеянии не удалось спастись. Она надела на себя много платьев, и, когда ее столкнули с верхушки минарета, платья, раскрывшись подобно парашюту, смягчили удар. Женщина не пострадала, и с тех пор, как гласит легенда, с минарета никого более не сбрасывали...
К XII в. принадлежит и большая сохранившаяся часть мечети Магоки-Аттари. Судя по некоторым деталям
декора, здание строилось в X в. и было современником Саманидов. Через два века оно подверглось лишь перестройке. И здесь старая согдийская традиция в оформлении портала восхищает наших современников. Ажурные кружева, выложенные из неполивных кирпичей и фигурных вставок, - наглядное свидетельство высокой строительной культуры, существовавшей тогда в Бухаре. С эпохой Караханидов предание связывает и мазар Чашма-Аюб, перестроенный в 1380-1385 гг. Конструкция здания - а оно перекрыто коническим куполом - необычна для Бухары.
Мастер, строивший Чашма-Аюб, скорее всего был выходцем из Хорезма, где шатровые купола издавна были традиционны. Это тем более вероятно, что переселение из завоеванных областей ремесленников в эпоху Тимура было обычным делом. Свое название мазар получил от колодца, находящегося внутри здания и вырытого якобы пророком Аюбом. За пределами городских стен Бухары находятся два здания, построенные в эпоху Тимура, - мавзолей Сейфеддина Бохарзи (умер в 1261 г.) и расположенный рядом с ним мавзолей монгольского хана Буян-Кули (умер в 1358 г.). Сооруженные в одну эпоху, размещенные рядом, имеющие одинаковое функциональное назначение, мавзолеи представляют собой разительный контраст как в архитектуре, так и в декоре. Основную эмоциональную нагрузку мавзолея Сейфеддина Бохарзи принимает на себя архитектура здания. Ни во внешнем убранстве, ни в интерьере мастер не использовал столь обязательные в строительных приемах эпохи Тимуридов поливные изразцы. Все внимание сосредоточено на величии постройки, а внутри - на великолепном деревянном надмогильном сооружении.
Мавзолей Буян-Кули-хана меньше по размерам. В его оформлении широко использованы голубые резные изразцы, создающие тот же эффект нарядности, что и самаркандские мавзолеи тимуридского времени. Наиболее монументальное здание Бухары тимуридской эпохи - медресе Улугбека, построенное в 1417 г. Первоначальное декоративное убранство постройки до наших дней не сохранилось, и мы можем видеть лишь результат крупного, но далеко не самого удачного ремонта (конец XVI в.). Начало XVI в. ознаменовалось важнейшими событиями в политической жизни Мавераннахра. Из расположенных на севере Средней Азии степей в оазисы двинулись узбекские кочевые племена под предводительством Ши-бани-хана. Пришельцы создали свои государства, центром одного из которых стала Бухара. Правители нового государства - Бухарского ханства -развернули активную строительную деятельность в столице. Именно на это время приходится наибольшее количество сохранившихся в городе памятников архитектуры. В XVI - XVII вв. получают завершенность большинство архитектурных ансамблей города.
До наших дней сохранилась знаменитая стена Бухары, построенная в XVI в. и имевшая 11 ворот. Она ограничивала рост города вширь и в значительной степени служила причиной очень высокой плотности застройки в старой Бухаре.
Один из наиболее значительных ансамблей Бухары этого времени - Пои-Калян. Три составляющие его части создавали одну из лучших композиций города -• уже упомянутый минарет Калян, соборная мечеть с тем же названием, постройка которой завершилась в 1514 г., и медресе Мири-Араб. Пятничная мечеть имеет грандиозные размеры - ее площадь 130x80 м. Размеры здания скрыты гармоничны ми пропорциями, 288 куполов венчают внутренние галереи. В конструкции здания бухарские зодчие применил! новаторские приемы, позволившие та кому грандиозному сооружению в хорошем состоянии сохраниться до наших дней. Напротив соборной мечети стоит медресе Мири-Араб, построенное при шибаниде Убейдаллах-хане в дар шейху Мири-Арабу Йеменскому, который руководил строительством. В наши дни в медресе находится училище духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Оно готовит мулл для мусульманских общин, на добровольные пожертвования которых и содержится это учебное заведение.
По принципу расположения двух зданий на одной оси организован и другой ансамбль XVI в., известный под названием Кош-медресе («кош» - два). Одно из составляющих ансамбль зданий -медресе Модари-Абдулла-хана (матери Абдулла-хана) - по своим архитектурным и декоративным качествам малопримечательно. Второе здание, медресе Абдулла-хана, как и подобает сооружению, носящему имя правителя, весьма респектабельно. Планировка здания, наряду с традиционными элементами, отражает и новаторские тенденции архитекторов -максимально рациональное использование площадей и объемов здания. В этом отношении зодчие достигли больших успехов.
Примечателен своими размерами ансамбль Гаккушан, сформировавшийся также в XVI в. Небогатый декор, простота и традиционность форм достигают удивительного эффекта - здание одновременно и буднично и величественно. Особняком среди памятников этого времени стоит мечеть Балянд. Снаружи это типичная для Бухары и ее пригорода квартальная мечеть со своеобразным айваном на сравнительно новых деревянных колоннах. Но планировка здания имеет очень древние среднеазиатские корни и восходит к доисламским храмам. Она резко отличается от признанных исламом монументальных многокамерных построек. Внутри мечети сохранился декор XVI столетия, который не утратил еще традиции легкой и изящной нарядности XV века. К этому же времени относится и строительство ханаки Ходжи Зайнуддина. При общих стилистических особенностях, отличающих эти два здания от других, в их архитектуре есть и различия. Конструктивно отличие ханаки Ходжи Зайнуддина от мечети Балянд выражено в наличии у ханаки купола, а организационно - в местонахождении: она располагалась около одного из 1D0 хаузов* Бухары, куда люди ежедневно приходили за водой. Роспись внутренних помещений ханаки торжественно нарядная, причем преобладает нежно-голубой тон с золотыми, синими и красными узорами. Традиции прошлого выражены и в конструкции, и в настроении всего внутреннего декора. Это не давящие своды склепа, это радость творчества, памятник художественного гения народа.
Особую группу зданий Бухары являют собой, торговые строения «так»* «свод». Четыре сохранившихся торговых здания относятся к XVI в. - купол менял (Таки-Саррафон), купол ювелиров (Таки-Заргарон), купол продавцов головных уборов (Таки-Тиль-пак-фурушан) и четвертый - пассаж («тим»*) Абдулла-хана. Достоинства этих сооружений лучше ощущаешь, нежели видишь. В жаркие месяцы, а их в Бухаре шесть, под сводами царит прохлада, и люди могут здесь отдохнуть, неторопливо сделать покупки, поговорить. Конструкция этих построек такова, что там всегда есть легкое движение воздуха, но нет сквозняков. Некогда такие торговые купола, наряду с мечетями и медресе, были основой архитектурного облика Бухары, прозванного «городом тысячи куполов».
Вне городских стен, на месте Шамс-абада - заповедника XI в., в 1119 г. новый караханидский правитель Бухары заложил загородную праздничную мечеть - намазгу*. Собственно, сооружена была кирпичная стена с великолепной резной нишей - михра-бом, обращенной в сторону Мекки. По главным мусульманским праздникам на эту площадь собирались мужчины для молитвы. Также вне стен города расположены три замечательных памятника XVI в. -ханака Бехауддина (1544-1545 гг.), Чар-Бакр - фамильная усыпальница Джуйбарских шейхов и ханака Файза-бад (1598-1599 гг.). Вырвавшийся за пределы городской тесноты замысел архитекторов сотворил совершенно отличные от бухарских «застенных» сооружений здания. Хауз, зеленые насаждения, легкие летние мечети, в окружении которых находится ханака Бехауддина, создают иной настрой и иное, чем в городе, восприятие здания. Свободное пространство вокруг ханаки как бы скрывает тяжеловатость объемов, но вырисовывает на фоне неба величественный силуэт. Еще активнее используют зодчие пространство в формировании ансамбля Чар-Бакр. При сооружении памятника, в его планировку были включены сад и аллея, соединяющая Чар-Бакр с Бухарой. Три здания -мечеть, ханака и медресе - составляют стержень комплекса, который за последующие столетия оброс постройками-усыпальницами. Как и во многих городских культовых зданиях этого периода, интерьеры в Чар-Бакре выполнены превосходно.
Третье загородное здание XVI в. -ханака Файзабад, строительство которой было закончено в последний год столетия. Оно выглядит монументально и изящно одновременно. Зодчему пришлось отказаться от многих устоев городской архитектуры. Открытый осмотру объем потребовал от строителей и одинаковой со всех сторон здания выразительности, она и была достигнута.
XVI столетие положило начало формированию вокруг Ляби-хауза ансамбля того же названия. Главным и наиболее значительным по архитектурным достоинствам является здание медресе Кукельташ, построенное Аб-дулла-ханом в 1568-1569 гг. Это его самая внушительная постройка. Кроме очень большого размера - а интерьеры всех бухарских зданий XVI в. традиционно прекрасны - медресе ничем не выделялось бы из ряда аналогичных памятников. Но его расположение на берегу Ляби-хауза и центральное место в одном из самых интимных ансамблей старой Бухары сделали здание известным. Конструктивные особенности его выгодно подчеркивают постройки первой четверти XVII в. - ханака и медресе Надира Диван-биги. Большой, с каменными берегами-ступеньками хауз, зелень деревьев, относительная свобода застройки площади - все это делает ансамбль Ляби-хауз необычным для Бухары, и жители города до сего дня считают это место одним из лучших для отдыха уголков. В 1753 г. к власти в Бухаре приходит династия из племени мангытов. Наступает одна из самых мрачных страниц в истории не только города, но и обширных районов Средней Азии, подчиненных Бухарскому эмиру. Символом государства становится плеть, прикрепленная над входом в Арк, - резиденцию эмира. И все же творческую мысль убить было нельзя. В 1807 г. на деньги туркмена Халифа Ниязкула строится медресе Чор-Минар («Четыре минарета»).
Интерес вызывает великолепный вход в здание. Бухара не знала таких конструкций. Скорее всего архитектор учел вкусы заказчика и удачно соединил в конструкции традиционный бухарский купол и конструктивные особенности туркменских крепостей XVIII-XIX вв. - массивных, квадратных или прямоугольных в плане с круглыми башнями-опорами по углам. ... После присоединения Средней Азии к России Бухарский эмир стал вассалом русского царя. На укладе внутренней жизни эмирата это почти не отразилось, разве что российский капитализм получил новые рынки сбыта и возможность грабить народы Средней Азии. Зато правящая верхушка, в подражание эмиру, стала воспринимать «европейскую цивилизацию». В зодчестве это, в частности, выразилось в эклектичном соединении среднеазиатских традиций с приемами европейской архитектуры. Яркий пример тому - загородный дворец эмира Ситори-Махи-хоса, построенный в начале XX в. Европейское по архитектурному решению основное здание с европейской планировкой помещений сопряжено с традиционно бухарским, пышным, с большим вкусом выполненным талантливыми мастерами декором. В наши дни на территории дворца разместились санаторий и филиал Бухарского краеведческого музея, материалы которого рассказывают об истории памятника, о культуре населявших этот край народов и т.д.
В памяти возникают картины увиденного, творения бухарских и самаркандских зодчих, чья архитектурная школа славилась на весь Восток и всю Среднюю Азию, вплоть до далекого Хорезма.
Именно они, наряду с другими мастерами, творчески усваивая местные строительные приемы и традиции, зачастую оказывались и учителями и учениками знаменитых усто (мастеров), представителей многих крупнейших архитектурных школ Средней Азии. В том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться, - хорезмской.