Религии и культура Стамбула
Стамбул на протяжении своей истории всегда был либо столицей, либо важным торговым центром многих цивилизаций. Благодаря этому город вобрал в себя совершенно непохожие друг на друга религии, культуры, обычаи и архитектурные стили.
Гуляя по городу, вы на каждом шагу будете сталкиваться с симбиозом культур и религий, свойственных только этому городу. Точки соприкосновения разных культур отражают духовное богатство Турции. Образуя цепь традиций, органично сочетающих в себе обычаи переселенцев и народов Анаталии. Стамбул - великолепная культурная мозаика, вобравшая в себя палитру всех цветов от мусульман до христиан, от армян и сирийцев до греков и черкесов.
Бытует мнение, что в Стамбуле говорят на 72,5 языках, последний из которых, это язык цыган. Несчетное количество церквей и мечетей, а также синагоги, патриархии, буддисты и атеисты - все это Стамбул! Отыскать следы этих 72 народов не так уж сложно. Поток переселенцев начавшийся с генуэзцев, а затем продолжившийся с арабами из Греции, евреями из Андалусии, греками, армянами, русскими, сирийскими христианами и курдами, создал в городе атмосферу равенства, где каждый имеет право на жизнь. Именно эта атмосфера является той изюминкой, которая делает Стамбул городом- космополитом.
Безусловно, географическое положение играло большую роль в исторической важности города. На протяжении своей многовековой истории Стамбул был связывающей нитью между Черным и Мраморным морем, между Европой и Азией. Природа и география решили вопрос о исторической значимости города еще в самом начале. Богатое прошлое Стамбула делает неизбежным мирное существование христиан, иудеев, мусульман и людей других конфессий, проживающих бок о бок на протяжении столетий.
Сочетание культур, обычаев и традиций разных народов делает Стамбул самым большим, самым космополитным, необыкновенным, загадочным городом Турции, продолжающим свой рост и культурное развитие.
Айя София, построенная на холме в центре старого Византия, поражает своим видом с моря. После разрушения старой церкви, стоявшей на холме в 532 году, император Юстиниан приказал построить на этом месте новую церковь, в короткие сроки. После проведения планировочных работ император Юстиниан назначил математика Аментия из Тралл и знаменитого архитектора и статистика Исидора из Милета, ответственными за исполнение проекта. Айя София - являлась самой значительной христианской святыней на протяжении тысячи лет. Храм символизировал имперскую сущность Рима и понимание Бога в христианстве. После постройки храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537гг.) Юстиниан воскликнул: «Соломон ! Я превзошел тебя»
Айя София, украшенная мраморными панелями и орнаментом из мозаики, образующими захватывающий дух ансамбль, была названа 8 чудом света. Практически невозможно определить размеры и пропорции грандиозного сооружения, после того, как входишь в Императорские Ворота Храма, открывающие вид на величественный купол. Этот эффект «свисающего с неба потолка», был задуман создателями храма специально и достигается при помощи прямых и преломленных лучей света, проникающих в храм. Учитываю низкую техническую оснащенность тех дней, Айя София, поистине, является архитектурным шедевром той эпохи. Стены украшены дорогими мраморными панелями: зеленый мрамор, красный египетский порфир, желтый нумидийский мрамор, восточный белый мрамор с желтоватым оттенком, знаменитый белый и лиловый камень, привезенный из Фригии и, мрамор, добываемый в маленьком греческом городке Каритос, расположенном у подножия горы Охи. Мраморные пластины, уложены на стенах таким образом, что полоски между ними образуют загадочный причудливый орнамент, где некоторым посетителям удается даже разглядеть «лицо Зла».
Высота колонн в прилегающих помещениях отличается от колонн в основном зале. Таким образом храм способен выдержать значительную весовую нагрузку. Также, как Парные колонны, сделанные из красного порфира, находящиеся в каждом углу центрального зала, остальные, выполненные из зеленого мрамора, привезены из Эфеса и ливанского города Баалбека и оформлены наконечниками расписанными византийской декоративной вязью.
Купол, возвышающийся над колоннами, символизирует небо.
Окна без единого переплета, встроенные в купол, как бы бросают вызов законам земного притяжения. К основному куполу прилегают два полукупола. Расстояние между куполом и полом составляет 55,6 м.
Купол, ширина которого 33 м, посажен на4 угловых основания, украшенных крыльями ангелов. Угловые основания, в свою очередь, подкреплены пирсами, размерами 8х 20 м. Из-за высоты и вступающих балконов невооруженным глазом пирсы разглядеть невозможно. И лишь укрепительные сооружения, добавленные в восточной и западной секции храма, на случай землетрясений, немного портят внешний вид.В декоре внутреннего интерьера Айя Софии, помимо позолоты и мозаики, использовались росписи схожие с теми, чно и в церкви Святого Виталия в Ровенне, построенной в том же году.
Крест на куполе, символизирующий победу в IX в. был заменен на пантократорский знак. Кроме того, были добавленны мозаичные изображения Девы Марии и другие сюжеты библейской тематики, датированные XII - XIII вв. Здесь же находится мозаика венецианца Инрико Дандоло - командующего армией Крестового похода 1294 г., сметающего со своего пути всех и вся.
Существует легенда, что султан Мехмед Завоеватель после взятия Константинополя, поднявшись на купол Айя Софии и увидев руины пристроек храма, воскликнул : «ничто в этом мире не вечно!»
Затем Айя София была переделана в мечеть и к храму были пристроены 4 минарета. Айя -София пережила 5 султанов и в 1934 году была объявлена национальным музеем.
Открыта с 9:30 по 17:00, каждый день кроме понедельника.
Галерея открыта с 9-00 по10:30 и 13:00 по 15:00
Открыта с 9:30 по 16:30 каждый день, кроме понедельника и вторника.
Синан внимательно изучил строение куполов и помещений куполов Айя - София. Ему удалось совершить архитектурную революцию, добавив главному куполу не два, а четыре полукупола, а к этим полукуполам, еще серию полукуполов. Таким образом, все строение превращалось в единый квадрат, заостренный кверху. При взгляде изнутри - плоский и легкий, в то время как снаружи - динамичный, благодаря строгому разделению стен и ритмичной структуре куполов. Особый интерес представляет гробница Мехмеда в саду, отделанная фарфоровой плиткой.
Гуляя по городу, вы на каждом шагу будете сталкиваться с симбиозом культур и религий, свойственных только этому городу. Точки соприкосновения разных культур отражают духовное богатство Турции. Образуя цепь традиций, органично сочетающих в себе обычаи переселенцев и народов Анаталии. Стамбул - великолепная культурная мозаика, вобравшая в себя палитру всех цветов от мусульман до христиан, от армян и сирийцев до греков и черкесов.
Бытует мнение, что в Стамбуле говорят на 72,5 языках, последний из которых, это язык цыган. Несчетное количество церквей и мечетей, а также синагоги, патриархии, буддисты и атеисты - все это Стамбул! Отыскать следы этих 72 народов не так уж сложно. Поток переселенцев начавшийся с генуэзцев, а затем продолжившийся с арабами из Греции, евреями из Андалусии, греками, армянами, русскими, сирийскими христианами и курдами, создал в городе атмосферу равенства, где каждый имеет право на жизнь. Именно эта атмосфера является той изюминкой, которая делает Стамбул городом- космополитом.
Безусловно, географическое положение играло большую роль в исторической важности города. На протяжении своей многовековой истории Стамбул был связывающей нитью между Черным и Мраморным морем, между Европой и Азией. Природа и география решили вопрос о исторической значимости города еще в самом начале. Богатое прошлое Стамбула делает неизбежным мирное существование христиан, иудеев, мусульман и людей других конфессий, проживающих бок о бок на протяжении столетий.
Сочетание культур, обычаев и традиций разных народов делает Стамбул самым большим, самым космополитным, необыкновенным, загадочным городом Турции, продолжающим свой рост и культурное развитие.
Мечети Стамбула
Разнообразие мечетей в Стамбуле поражает: если одни из них куполами устремляются в небо, то другие отыскать совсем непросто. Часть мечетей были переделаны из церквей после завоевания города османами. Многие из них признаны национальными памятниками и не используются в религиозных целях.Айя София, построенная на холме в центре старого Византия, поражает своим видом с моря. После разрушения старой церкви, стоявшей на холме в 532 году, император Юстиниан приказал построить на этом месте новую церковь, в короткие сроки. После проведения планировочных работ император Юстиниан назначил математика Аментия из Тралл и знаменитого архитектора и статистика Исидора из Милета, ответственными за исполнение проекта. Айя София - являлась самой значительной христианской святыней на протяжении тысячи лет. Храм символизировал имперскую сущность Рима и понимание Бога в христианстве. После постройки храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537гг.) Юстиниан воскликнул: «Соломон ! Я превзошел тебя»
Айя София, украшенная мраморными панелями и орнаментом из мозаики, образующими захватывающий дух ансамбль, была названа 8 чудом света. Практически невозможно определить размеры и пропорции грандиозного сооружения, после того, как входишь в Императорские Ворота Храма, открывающие вид на величественный купол. Этот эффект «свисающего с неба потолка», был задуман создателями храма специально и достигается при помощи прямых и преломленных лучей света, проникающих в храм. Учитываю низкую техническую оснащенность тех дней, Айя София, поистине, является архитектурным шедевром той эпохи. Стены украшены дорогими мраморными панелями: зеленый мрамор, красный египетский порфир, желтый нумидийский мрамор, восточный белый мрамор с желтоватым оттенком, знаменитый белый и лиловый камень, привезенный из Фригии и, мрамор, добываемый в маленьком греческом городке Каритос, расположенном у подножия горы Охи. Мраморные пластины, уложены на стенах таким образом, что полоски между ними образуют загадочный причудливый орнамент, где некоторым посетителям удается даже разглядеть «лицо Зла».
Высота колонн в прилегающих помещениях отличается от колонн в основном зале. Таким образом храм способен выдержать значительную весовую нагрузку. Также, как Парные колонны, сделанные из красного порфира, находящиеся в каждом углу центрального зала, остальные, выполненные из зеленого мрамора, привезены из Эфеса и ливанского города Баалбека и оформлены наконечниками расписанными византийской декоративной вязью.
Купол, возвышающийся над колоннами, символизирует небо.
Окна без единого переплета, встроенные в купол, как бы бросают вызов законам земного притяжения. К основному куполу прилегают два полукупола. Расстояние между куполом и полом составляет 55,6 м.
Купол, ширина которого 33 м, посажен на4 угловых основания, украшенных крыльями ангелов. Угловые основания, в свою очередь, подкреплены пирсами, размерами 8х 20 м. Из-за высоты и вступающих балконов невооруженным глазом пирсы разглядеть невозможно. И лишь укрепительные сооружения, добавленные в восточной и западной секции храма, на случай землетрясений, немного портят внешний вид.В декоре внутреннего интерьера Айя Софии, помимо позолоты и мозаики, использовались росписи схожие с теми, чно и в церкви Святого Виталия в Ровенне, построенной в том же году.
Крест на куполе, символизирующий победу в IX в. был заменен на пантократорский знак. Кроме того, были добавленны мозаичные изображения Девы Марии и другие сюжеты библейской тематики, датированные XII - XIII вв. Здесь же находится мозаика венецианца Инрико Дандоло - командующего армией Крестового похода 1294 г., сметающего со своего пути всех и вся.
Существует легенда, что султан Мехмед Завоеватель после взятия Константинополя, поднявшись на купол Айя Софии и увидев руины пристроек храма, воскликнул : «ничто в этом мире не вечно!»
Затем Айя София была переделана в мечеть и к храму были пристроены 4 минарета. Айя -София пережила 5 султанов и в 1934 году была объявлена национальным музеем.
Открыта с 9:30 по 17:00, каждый день кроме понедельника.
Галерея открыта с 9-00 по10:30 и 13:00 по 15:00
Мечеть Календерхане
Мечеть Календерхане, расположенная в непосредственной близости от акведука Валента и построенная в конце XII в., в Османский период была отдана на пользование дервишам. Образцы мозаики и росписи, в том числе и сюжеты из францисканской легенды, обнаруженные в ходе реставрационных работ, пока еще не открыты для посетителей.Мечеть Фетхие
После завоевания Константинополя монастырь Святой Девы, датированный XII - XIII вв., являлся центром православной патриархии. 1591 году церковь была переделана в мечеть. Южная часовня известна своей великолепной мозаикой, самыми известными из которых являются изображения Иисуса Христа и 12 апостолов, Страшного Суда, Девы Марии, и Святого Иоанна.МалаяАйя -София
До своего превращения в мечеть Малая Айя - София была церковью, построенной в честь двух римских легионеров, Сергия и Бахуса, по национальности сирийцев, казненных после принятия христианства. Церковь была построена за несколько лет до храма Айя - София. Купол, как и 16 сферических и плоских пендантов, наряду с вогнутыми секциями, посажены на восьмиугольные укрепительные пирсы. Из богатого внутреннего оформления сохранились лишь мраморные пластины и колонны.Мечеть Баязида
Мечеть Баязида, построенная сыном Мехмеда Завоевателя султаном Баязидом II в 1501-1506 гг. является самой старой султанской мечетью в Стамбуле. Мечеть отражает моду на строительство купольных сооружений, которая является результатом влияния храма Айя - София. Особенный интерес вызывает передний двор прямоугольной формы с заостренными арками. Вход в мечеть украшают ворота, оформленные сталактитообразными орнаментами, что отражает влияние сельджуков в архитектуре строения. 24 купола покоятся на 20 античных колоннах, сделанных из красного порфира и розового гранита. Приют, являвшийся частью комплекса и расположенный у входа в университет, между медресе и Сахафлар Чаршысы, сегодня является библиотекой.Мечеть Фатих
Мечеть, которая была построена Мехмедом Завоевателем на 4 холме города, была разрушена землетрясением и отстроена заново в 1780 году. От 8 школ Корана, турецких бань, караван - сарая и больницы, образующих комплекс, до наших дней сохранилось совсем немногое. Старые чинары в переднем дворе и входные ворота - современники Мехмеда Завоевателя. Кроме того, вызывает интерес, расположенная здесь, могила султана.Открыта с 9:30 по 16:30 каждый день, кроме понедельника и вторника.
Мечеть Михрихмах
Мечеть была построена архитектором Синаном в честь дочери султана Сулеймана Великолепного Мехримах Султан в 1560 году, на самой высокой точке города, рядом со стенами Теодосия. Мечеть является одним из лучших поздних творений признанного мастера. Форма творения, как оригинальна, так и жизненна. Постройка кубической формы, на ней 37 м. купол и высокий изящный минарет пристроен к ней. Свет, проникающий внутрь сквозь изгибы стен с тремя рядами окон, освещает главную залу и создает ощущение легкости и пространства.Мечеть Ортакей
Мечеть, построенная по приказу султана Абдумеджита в середине XIX в., благодаря своему расположению прямо на берегу Босфора и изящности строения является одним из лучших образцов поздней османской архитектуры.Мечеть Рустем Паши
Всего в нескольких шагах от Египетского Базара скрыта одна из реальностей османского Стамбула - мечеть Главного Визиря и зятя Султана Сулеймана Великолепного Рустем Паши. Мечеть была построена в 1561 году архитектором Синаном по приказу Сулеймана Великолепного сразу после окончания строительства мечети Сулеймание. Мечеть которую не особо жалуют туристы, является одной из самых красивых и заслуживает того, чтобы уделить время для ее посещения. Особый интерес представляют старые ковры, изразцовая отделка внутреннего интерьера, относящаяся к периоду развития османского керамического искусства. После суеты уличных рынков, раскинувшихся вокруг, тишина, стоящая внутри мечети, создает иллюзию остановившегося времени.Мечеть Шехзаде
Архитектор Синан, со свойственной ему скромностью, назвал Мечеть Шехзаде, созданную им у акведука Валента, в честь умершего в раннем возрасте сына Сулеймана Великолепного, Мехмуда, «работой подмастерья». Мечеть, строительство которой велось с 1544 по 1548 гг., является первым серьезным творением мастера. Мечеть Шехзаде стоит на пересечении дорог между Айя - Софией и первыми шагами великого мастрера к званию главного архитектора Османской Империи.Синан внимательно изучил строение куполов и помещений куполов Айя - София. Ему удалось совершить архитектурную революцию, добавив главному куполу не два, а четыре полукупола, а к этим полукуполам, еще серию полукуполов. Таким образом, все строение превращалось в единый квадрат, заостренный кверху. При взгляде изнутри - плоский и легкий, в то время как снаружи - динамичный, благодаря строгому разделению стен и ритмичной структуре куполов. Особый интерес представляет гробница Мехмеда в саду, отделанная фарфоровой плиткой.