Художественное наследие Каталонии

Сокровища романского искусства

Значительная часть архитектурного и художественного наследия Каталонии восходит к эпохе средневековья. Расцвет романского искусства (возникшего под сильным влиянием ломбардского стиля) пришелся на период образования и становления Каталонии, а также формирования каталонского языка. Этот стиль, зародившись в долинах Пиренейских гор, распространился практически по всей территории страны, и среди наиболее выдающихся его образцов, сохранившихся в Каталонии, можно назвать романские церкви долины Сант-Климент де Таулль Валль де Буи (Vail de Boi), провозглашенные Наследием Человечества ЮНЕСКО; монастырь Сант Пере де Родас (monestir de Sant Pere de Rodes) или Кафедральный Собор города Сеу дУржель (catedral de la Seu dUrgell). Но, пожалуй, самым впечатляющим и неоценимым в каталонском романском искусстве является его живопись и скульптура, уникальные произведения, которые хранятся в Барселоне, в Национальном Музее Искусства Каталонии (Museu Nacional dArt de Catalunya, или MNAC), чья коллекция романского и готического искусства по праву считается одной из богатейших в мире. Базилика Санта Мария дель Map, Барселона

Величие готики

Большинство монументальных средневековых соборов было воздвигнуто в период господства готического стиля или немного позднее. Речь идет о центрах могущественных католических епархий, являвшихся основой территориального деления большей части феодальной Каталонии. Следует выделить соборы Барселоны, Таррагоны, Жироны (однонефные сооружения, с большей шириной нефа, чем в готической архитектуре других европейских стран), Лериды и Тор-тозы, а также величественную барселонскую церковь Санта Мария дель Map (Santa Maria del Mar), отличающуюся математической точностью и совершенством пропорций и являющуюся настоящей парадигмой каталонской готики. Готический (или переходный от романского стиля к готике) характер носят и великолепные цистерцианские монастыри - Поблет (Poblet); Сантас Креус (Sanies Creus) и Валльбона де лас Монжас (Vallbona de les Monges); a также монастырь города Сант Кугат дель Вальес (Sant Cugat del Valles) и барселонский монастырь Педралбес (Pedral-bes). Позднее средневековье было также ознаменовано расцветом готической каталонской живописи, испытавшей влияние бургундской, фламандской и итальянской школ. Ее крупнейшими представителями стали такие мастера, как Жауме Угет, Льюис Боррасса, Ферре Басса или братья Серра. На этот же период пришелся и «золотой век» каталонской литературы, давшей миру таких выдающихся хронистов, как Жауме Мунтанер, Десклот, замечательных поэтов в духе Петрарки (таких как валенсианец Аусиас Марк) или авторов прекрасных романов «Куриал и Гуэль-фа» и «Тирант ло Бланк».

Жемчужины модернизм

Самым знаменитым архитектором художественного течения модернизма в Каталонии являлся, без сомнения, Антони Гауди. Его творения, большая часть которых провозглашена Наследием Человечества ЮНЕСКО, год за годом привлекают в Барселону миллионы посетителей, зачарованных колоннами и балконами Дома Батльо (Casa Batllo); «застывшими волнами» Дома Мила (Casa Mila), прозванного в народе «Каменоломней»(La Pedrera); устремленной ввысь «песней в камне» храма Святого Семейства (Sagrada Farnilia) или фантасмагорическими ландшафтами Парка Гуэль (Park Giiell). Однако архитектурное наследие модернизма отнюдь не ограничивается работам Гауди: нельзя обойти вниманием и таких зодчих, как Льюис Доме-нек-и-Мунтанер (Дворец Каталонской Музыки (Palau de la Musica Catalana) и Госпиталь Сант Пау (Hospital de Sant Pau)) или Жузеп Пуч-и-Кадафалк с его ярко индивидуальными творениями. И хотя «эпицентром» модернизма, несомненно, считается Барселона, образцы этого стиля можно встретить и во многих других городах Каталонии: Жироне, Реусе, Таррагоне, Канете де Map, Олоте и других. Вне городской черты модернистская архитектура представлена главным образом фабричными зданиями (такими как кооперативные винные погреба в Конка де Барбера (Conca de Barbera), Приорате (Priorat) или Терра Альта (Terra Alia). В рамках движения модернизма, художники Жуакин Казас и Сантьяго Русиньол открыли дорогу влиянию французского импрессионизма, а писатели и поэты Жасинт Вердагер, Жуан Марагалль, Анджел Гимера, тот же С. Рузиньол и многие другие сумели возродить каталонскую литературу на основе устного народного творчества и прошедшей через века средневековой литературной традиции.

Культурное наследие современности

Реакцией на зародившееся в I трети XX в. движение «ноу-сентистов», стремившихся возродить традиции европейской античной культуры, стало возникновение авангардистских течений, ориентированных на новые тенденции в искусстве Европы, представленные Пабло Пикассо (кубизм), Жуаном Миро и Сальадором Дали (сюрреализм) и др. Эти художники создали значительную часть своих работ в Каталонии, так же как другие мастера искусства современности, среди которых выделяется Антони Тапиас. Каталонская современная литература, представителями которой являются поэты Жузеп-Висенс Фойш и Жузеп Карнер, публицист Жузеп Пла, писательница Монтсе Родореда отвечают основным литературным течениям своего времени, однако начало Гражданской войны в Испании положило конец этой тенденции. С восстановлением демократш созидательная и творческая энергия каталонского народа выплеснулась в такие сферы, как архитектура и дизайн, театг и музыка, дав миру профессионалов с международной славой и такие знаменитые сооружения и учреждения культуры, как Музей Современного Искусств Барселоны (Museu dArt Contemporani de Barcelona), Центр Современной Культуры Барселоны (Centre de Cultura Contemporania de Barcelona), концертный зал «Аудитори» (lAuditori), Национальный Театр Каталонии (Teatre Nacional de Catalunya) и многие другие. Высокий уровень развития издательского дела в Каталога» позволил вернуть литературные традиции как на каталонском, так и на испанском языках. Среди прочих, можно назвать таких великолепных авторов, как Сальвадор Эсприу, Хуан Марсе, Ким МонзоДесус Монткада, Габриэл] Ферратер, Мануэль Васкес-Монтальбан, Эдуардо Мендоса или Мария-Мерсе Марсал.

Испания