Подмосковье - край туризма
Московская область принадлежит к наиболее посещаемым туристским регионам страны.
И это не случайно: подмосковная земля, как магнит, притягивает к себе туристов интересной историей, неразрывно связанной с историей Москвы, неповторимыми памятниками отечественной культуры, неброской, но на редкость лиричной природой, характерной для средней полосы России.
Город Сергиев Посад (71 км Ярославского шоссе) прежде всего знаменит Троице-Сергиевым монастырем - одним из лучших художественных ансамблей России. Он создавался в XV — XVIII столетиях, чем объясняется разнохарактерность его сооружений, образующих, тем не менее, единое художественное целое. Древнейшее строение монастыря — Троицкий собор. Являющийся образцом раннемосковского зодчества, он возведен в 1422 году и знаменит не только своей архитектурой, но и великолепной живописью. Стены его в 1425—1427 гг. расписаны великим русским живописцем Андреем Рублевым, которому помогал Даниил Черный. Основу фондов музея, расположенного на территории монастыря, составляют его бывшие сокровища. Особую историческую и художественную ценность представляют произведения древнерусской живописи и прикладного искусства.
Туристам, проживающим в отеле Сергиева Посада, предлагается целый ряд увлекательных экскурсий. В их числе— в музей-усадьбу Абрамцево, сыгравшую весьма заметную роль в истории русской культуры. В середине 19 века Абрамцево приобрел известный писатель С. Т. Аксаков. Сюда часто приезжали И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, историк Т. Н. Грановский, великий актер М. С. Щепкин.
Усадьба в Северо-восточном Подмосковье стала признанным литературным центром. Во многом популярности Абрамцева содействовала редкая красота ее окрестностей. После смерти Аксакова запустевшую усадьбу приобрел в 1870 году крупный предприниматель С. И. Мамонтов. Он привлек в Абрамцево талантливых живописцев, архитекторов, скульпторов, певцов, музыкантов и сумел создать благоприятную для их творчества атмосферу.
Так начался второй этап истории Абрамцева, оказавший значительное влияние на развитие русского искусства конца XIX столетия.
В Абрамцево жили, творили или посещали его почти все виднейшие деятели искусства 70—90-х годов прошлого века: художники В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, С. А. и К. А. Коровины, В. М. Васнецов, артисты Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова, К. С. Станиславский.
В Абрамцево, находится замечательный отель класса люкс - "Галерея".
...Несколько ближе к Москве, чем Абрамцево, располагается другая старинная усадьба - Мураново, снискавшая себе в свое время славу известнейшего «литературного гнезда» Подмосковья.
С историей усадьбы самым тесным образом связаны имена Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева - двух крупнейших поэтов России. С августа 1920 года здесь открыт музей, знакомящий посетителей с жизнью и творчеством этих поэтов.
В музейной экспозиции Муранова представлены довольно ценные произведения изобразительного искусства. К дому-музею примыкает парк, в котором со хранились березы и сосны, посаженные еще при Е. А. Баратынском.
Немало замечательных памятников зодчества привлекает внимание туристов и экскурсантов на Волоколамском направлении от Москвы: это и усадьба Архангельское - жемчужина русской архитектуры, и ансамбли Новоиерусалимского монастыря в городе Истре и Иосифе Волоколамского монастыря в Теряеве (20 км к северо-востоку от Волоколамска), и усадьбы Яропольцы Чернышевых и Яро-польцы Гончаровых—одно из памятных пушкинских мест Подмосковья.
Художественный облик Новоиерусалимского монастыря формировался в основном в течение двух строительных этапов: десятилетия (до 1666 года), когда работами руководил сам патриарх Никон, и конца XVII века—времени господства московского барокко, оказавшего существенное влияние на монастырский ансамбль.
Властный и решительный, глава русского православия хотел создать новую святыню, которая, утверждая величие и могущество церкви, должна была бы укрепить внутренний и международный авторитет самого патриарха. В качестве прототипа был взят храм Воскресения в Иерусалиме.
На новый центр православия не жалели средств, а для строительства грандиозного храма были приглашены лучшие мастера. Помимо собора, в монастырский ансамбль входят трапезные палаты с однокупольной трехцветной церковью Рождества, одноэтажные больничные палаты, настоятельские покои и другие сооружения.
Многие годы в бывшем монастыре размещаются экспозиции Московского областного краеведческого музея. Кроме того, на монастырской территории создан архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под открытым небом.
...Иосифо-Волоколамский монастырь намного старше Новоиерусалимского: он был основан в 1479 году Иосифом Волоцким — видным церковным деятелем, идеологом создания мощной и богатой церкви как опоры великокняжеской власти.
Волоцкий поддерживал московского князя и считал, что церковь имеет право на владение землей, селами и прочими материальными ценностями. Благоволение со стороны Ивана III, многочисленные вклады превратили Иосифо-Волоколамский монастырь в один из богатейших на Руси и позволили развернуть здесь большое строительство.
В конце XV века в монастыре работал знаменитый живописец Дионисий.
Воистину неповторима панорама ансамбля монастыря, внезапно открывающаяся перед глазами путешественника. За зеленой стеной леса вдруг встает словно бы город из старинной русской сказки с высокими шатрами куполов и ярким многоцветьем изразцов. Как в зеркале, отражающаяся в водах пруда, картина эта оставляет неизгладимое впечатление.
...Сравнительно недалеко от города-воина Волоколамска (его, если верить преданию, основал в 1054 году Ярослав Мудрый) находится село Ярополец, получившее широкую туристскую известность благодаря двум бывшим усадьбам под названиями Яропольцы Чернышевых и Яропольцы Гончаровых. Первая из них во второй половине XVIII столетия принадлежала фельдмаршалу 3. Г. Чернышеву, который в Семилетней войне 1756—1763 гг. командовал отрядом, взявшим Берлин.
Усадьба памятна также тем, что в ней «без права выезда» в 1837 году поселился после каторги и службы солдатом на Кавказе декабрист 3. Г. Чернышев—дальний родственник фельдмаршала. Тут же жила его сестра, жена декабриста Никиты Муравьева—А. Г. Муравьева, последовавшая за своим мужем в Сибирь. Кстати, с ней А. С. Пушкин передал знаменитое послание декабристам.
Что касается усадьбы Гончаровых, то великий русский поэт дважды — в 1833 и 1834 годах—бывал здесь у своей тещи Наталии Ивановны Гончаровой. В 1941 году гитлеровцы сожгли и разграбили усадьбу, вырубили много деревьев в парке. Но благодаря усилиям реставраторов усадьба приняла тот вид, который она имела при Гончаровых, и какой ее знал А. С. Пушкин.
В 90 км от Москвы (по Петербургскому шоссе), на высоком живописном берегу реки Сестры, расположен город Клин, главная достопримечательность которого— это, конечно же, Дом-музей П. И. Чайковского. Великий русский композитор провел в Клину последние восемь лет жизни. Здесь им были задуманы и созданы оперы «Черевички», «Чародейка», закончена «Пиковая дама», написаны балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», симфония «Манфред», Пятая и Шестая симфонии. Наследие композитора бесценным вкладом вошло в духовную культуру человечества. В постоянной экспозиции музея представлено богатейшее собрание рукописей, притом не только самого Чайковского, но и М. И. Глинки, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. Ежегодно, весной, в день рождения великого композитора, в Клину -проводится праздник музыки.
Славной традицией музея стал приезд лауреатов Международного конкурса имени Чайковского, которым предоставляется честь играть на рояле композитора или петь под аккомпанемент этого инструмента. На Рязанском шоссе, уходящем от Москвы в юго-восточном направлении, почти в ста километрах от столицы стоит уже более восьми веков древнерусский город Коломна, представляющий исключительный интерес в архитектурно-историческом отношении. В Коломне московский князь Дмитрий Донской в 1380 году собирал русскую рать перед Куликовской битвой. А в 1552 году Иван Грозный, находясь в этом городе, принял решение о походе на Казань. В начале XVII века, в период Крестьянской войны под предводительством И. Болотникова, Коломна была крупным станом восставших. Не раз жители города отбивали иностранных интервентов и освобождали дорогу на Москву. В настоящее время Коломна объявлена городом-заповедником. На ее территории — около 300 памятников гражданской и культовой архитектуры. Еще дальше, чем Коломна, от Москвы, находится другой столь же древний русский город—Зарайск. Некогда он, подобно Коломне, был оборонительным пунктом на окраине Рязанского княжества, и поэтому в 1528—1531 гг. здесь, как и в Коломне, был построен каменный кремль, достаточно хорошо сохранившийся до наших дней. По размерам он невелик, но в былые времена считался неприступным, успешно отражая штурмы «ордынских» завоевателей и польских интервентов. К числу особо интересных архитектурных памятников Зарайска следует отнести Никольский собор, построенный в кремле в 1681 году, а также Троицкую и Благовещенскую церкви конца XVIII века и Ильинскую церковь, сооруженную в 1835 году.
Многими достопримечательностями располагает и Северное Подмосковье. Причем если говорить об усадебных комплексах, то, бесспорно, пальму первенства тут необходимо отдать Марфино. В конце XVII столетия владельцем этой усадьбы стал воспитатель Петра I Б. А. Голицын, назвавший ее по имени своей жены Марфы. При подходе к усадьбе открывается великолепный вид на дворец (он построен в псевдоготическом стиле и напоминает средневековый замок), оригинальный мост и красивый парк с прудами. Самый ранний марфинский памятник—это церковь Рождества богородицы, воздвигнутая в 1707 году. Сооружалась она крепостным архитектором В. И. Белозеровым, который, по преданию, был засечен насмерть за то, что для поддержки купола поставил внутри церкви без ведома хозяина массивные столбы-пилоны.
...Город Дмитров, основанный ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1154 году, свое название получил в честь сына Юрия Долгорукого—будущего владимирского князя Всеволода Большое Гнездо (его второе, христианское, имя—Дмитрий). Из историко-архитектурных памятников города особенно впечатляет Успенский собор, возведенный в 1509—1523 годах. Безвестный зодчий наделил этот храм такой изысканностью и пропорциональностью форм, что он выделялся из всех подобных зданий того времени. По своей архитектуре Успенский собор близок к Архангельскому собору Московского Кремля, но он богаче русскими национальными чертами, хотя и оформлен скромнее. Исключительно разнообразно ландшафтами Южное Подмосковье. Живописны берега реки Пахры, Лопасни и особенно Оки.
В городах и поселках, расположившихся по Симферопольскому шоссе и близ него, немало памятных мест, представляющих интерес для туристов. В черте крупного подмосковного города Подольска находится усадьба Ивановское (ныне в ней разместился Дворец молодежи). По широте архитектурного замысла и масштабу сооружений она не уступает лучшим городским усадьбам XVIII —XIX веков. В стиле зрелого классицизма построены большой дом с флигелями, здание театра, принесшего особую известность усадьбе. Сохранились некоторые хозяйственные постройки и часть пейзажного парка с террасным партером. В нескольких километрах от Подольска, справа от Варшавского шоссе, при впадении Десны в Пахру, на живописной возвышенности расположилась бывшая старинная усадьба Дубровицы. Возникла она в середине XVII века и формировалась довольно длительное время, сменив ряд владельцев. Почти каждый из них вносил в облик усадьбы новые черты.
Несомненными художественными достоинствами отличается усадебная Знаменская церковь, сооруженная в 1690—1704 гг. по заказу князя Б. А. Голицына. В целом это яркий образец западного зрелого барокко. Выстроен храм из белого камня и весь покрыт резьбой. Фасады насыщены круглой скульптурой, а интерьеры — барельефами. Внутри церкви находиться деревянный иконостас в стиле барокко и ложа владельца усадьбы.
...Молодой город Чехов (в прошлом поселок Лопасня) получил свое название в связи с 50-летием со дня смерти великого русского писателя, который в 1892—1898 годах жил неподалеку от Лопасни, в деревне Мелихово. В первую очередь, разумеется, туристов и привлекает в этом районе Мелихово. Частым гостем писателя тут был его друг художник И. И. Левитан. Приезжали в Мелихово В. А. Гиляровский, В. И. Немирович-Данченко, Т. Л. Щепкина-Куперник.
К 100-летию со дня рождения А. П. Чехова в Мелихове установлен памятник великому писателю.