Истринский район
Название древнейшего села Истринского района Огниково–пламенное и звонкое–позаимствовал построенный здесь пансионат.
В древности село носило название Вогнениково. Во второй половине ХV века вместе с селениями Сафонтьево, Куртасово, Рожново и другими Вогнениково составляло крупное владение сыновей, а затем внуков и правнуков Григория Пушки, далёких предков поэта Александра Пушкина. В самом начале ХVI века Вогнениково входило в стан Радомля Московского уезда, находясь у самой границы с Дмитровским уездом, которым владел Юрий Иванович (сын Ивана III). В межевой грамоте 1504 года записано: "… а налеве в Радомле деревни Давыда Курчева, село Вогнениково, да его ж деревни…" Род Курчевых-Пушкиных происходит от Никиты-второго, сына Григория Пушки. Несколько Курчевых служили удельному князю Юрию Ивановичу. По службе они высоко не поднимались, а к концу ХVII века род сошёл с жизненной сцены; и когда в 1686 году составлялась новая родословная Пушкиных, Курчевых не было уже ни одного человека. Как известно, предки поэта владели землями на территории нашего края на протяжении почти 400 лет.
Интересные сведения о селе даёт писцовая книга 1627 года, из которой узнаём, что в Радонежском стане(границы станов и уездов нередко изменялись) Дмитровского уезда Троице-Сергиев монастырь владеет пустошью, что было село Вогнениково, Вогниково, то ж, а в ней место церковное, что был храм Покрова Богородицы с приделом Сергия Чудотворца.
Надо отметить, что первые десятилетия XVII века были для России временем тяжелейшего испытания, не случайно получившим название Смутного времени. Безвластье, голод, крестьянская война, польско-шведская интервенция привели страну к полному разорению. Исчезли многие села и деревни, обезлюдели города, пашни заросли бурьяном и мелколесьем, были разрушены многочисленные храмы, а бывшие землевладельцы нередко становились холопами. И даже спустя 50 лет от начала XVII столетия писцовые книги часто констатируют: пустошь, что была деревня… Тяжкая участь постигла многие селения и нашего края, в том числе и Огниково. А в 1651 году архимандрит Троице-Сергиева монастыря Адриан променял "пустошь, что было село Вогниково" дьяку Захару Силину (по прозвищу Богдан) на его пустоши в Московском уезде Сурожского стана.
Захар Силин, вероятно, был незаурядной личностью, судя хотя б по прозвищу Богдан, т.е. Богом данный. Это грамотный, деловой и, что особенно надо отметить, честный человек. Вся его служебная деятельность связана вначале с Серебряным, а затем с Серебряным и Золотым приказами. Начав служить в феврале 1641 года при первом Романове – царе Михаиле Фёдоровиче, он пользуется доверием и особым расположением и Алексея Михайловича, и Фёдора Алексеевича.
Одновременно со службой в названных приказах, с 1658 по 1665 годы, ему поручается и приказ Великого княжества Литовского. Силин имел дом в Москве. Его оклад в 1681-1682 гг. составил 252 рубля 11 алтын и 4 и 0,5 деньги (1 рубль XVII века равнялся 17 рублям конца XIX века). Богдану Силину Вогниково обязано возрождением. Новый владелец поселил на землю крестьян и примерно в 1671 году построил деревянную церковь прежнего посвящения во имя Покрова Богородицы с двумя приделами – Иоанна Богослова и Сергия Чудотворца, а село назвал Покровское-Огниково. По писцовой книге 1678 года Покровское-Огниково продолжает значиться "селом за дьяком Богданом Силиным как вотчина, в селе три двора крестьян, в них 17 человек - поляки Дубровского повета".
В XVIII веке владельцы села часто меняются. Среди них чаще всего представители знатных дворянских и не очень знатных фамилий. В 1705 году село принадлежит Акулине Семёновне Нарышкиной (урождённой Чаплиной), затем М. Н. Чаплину. В 1710 году село покупает Г. Ф. Потёмкин, после смерти которого оно переходит во владение его вдове Настасье Никоновне (по второму мужу Захаровой). В 1735 году дочь Настасьи Никоновны Екатерина получает Огниково в приданое при выходе замуж за И. О. Стрекалова, а затем его наследует их сын Семён. А в 1765 году Огниково покупает жена графа Бориса Ивановича Толстого – Екатерина Петровна, урождённая Гагарина (1746-1810). Оставшись вдовой, Екатерина Петровна подаёт в 1787 году прошение в Духовную Консисторию о построении каменной церкви. В прошении Толстая пишет: "… в вотчине её Воскресенской округи в селе Покровское-Огниково деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы состоит уже не в настоящей твёрдости, почему она желает вместо оной деревянной для приличности и прочности построить церковь каменным зданием, для чего и материалов уже заготовляется". И просила вдова новую каменную церковь того же наименования построить на прежнем удобном месте. Синодальная контора 4 августа 1787 года дозволила Толстой строить каменную церковь, а до освящения её службу исправлять в старой деревянной. Находясь во владении Екатерины Петровны, Покровская церковь была приходской, о чём свидетельствуют ведомости за 1784 год. В приходе церкви значилось 48 дворов, земли церковной 33 десятины. Служители церкви были представлены священником и дьячком. Неизвестно, по каким причинам, но осуществить задуманное Е. П. Толстой не удалось. В самом начале XIX века в Огникове уже новые владельцы - князья Лобановы-Ростовские. И разрешение на строительство каменной церкви в 1807 году просит княжна Мария Ивановна Лобанова-Ростовская. Разрешение было получено, и в 1809 году каменная церковь была построена.
Церковь Покрова Богородицы – небольшой, прямоугольный в плане храм с ярко выраженными апсидами храма и придела. С запада к храму примыкает небольшая трапезная и колокольня, с северной стороны –прямоугольник придела Сергия Чудотворца. Восьмерик храма перекрыт низким куполом и венчался маленькой луковичной главкой на тонкой шейке. Невысокая двухъярусная колокольня, завершавшаяся высоким шпилем, придаёт храму приниженный силуэт. Колокольня и храм обработаны рустом. Церковь была обнесена невысокой металлической оградой на кирпичных столбах. Ценность этого храма заключается не в его художественных достоинствах, а прежде всего в сохранении исторической памяти земли.
Вероятно, в эти же годы закладывается небольшой регулярный и частично пейзажный парк с прудом, сооружаются деревянный усадебный дом, хозяйственные постройки. В середине XIX века, когда усадьбой владел штабротмистр С. В. Карр, к южному фасаду церкви был пристроен тёплый придел с отдельным входом во имя Обновления Храма Воскресения Господня.
Последней владелицей села (а данные относятся к 1916 году) была дворянка Софья Сергеевна Лачинова, которая по налоговой ведомости владела 393 десятинами 2 133 саженями земли.
Незадолго до войны был разобран усадебный дом, в 1937 году была закрыта и разграблена церковь. Вся дальнейшая судьба села – это медленный процесс умирания, приведший в 1985 году к его полному исчезновению. Свою лепту в разрушение села внесла война и фашистская оккупация. В память о погибших воинах на территории Огниково установлена стела.
C 1981 года началось строительство пансионата на месте села Огниково. Строителям было поручено восстановить древнюю церковь, однако ничего не было сделано. В 1988 году появился проект реконструкции, но уже не церкви, а библиотеки в стенах древнего храма. Этот проект не был реализован. И только с 1994 года после образования ОАО "Огниково" начались работы по восстановлению здания церкви. Начало возрождения приходской жизни относят к 1995 году: Московская Епархия назначила священника Георгия Круглова настоятелем Покровской церкви. 12 сентября 1995 года был освящён и установлен крест на колокольне, а 21 сентября 1997 года в приделе Словущего Воскресения начались регулярные службы. Некогда полуразрушенная и теперь восстановленная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы хранит историческую память села и древнего церковного места.
(Использованы материалы научного сотрудника Московского областного краеведческого музея Л. Васильевой).
Интересные сведения о селе даёт писцовая книга 1627 года, из которой узнаём, что в Радонежском стане(границы станов и уездов нередко изменялись) Дмитровского уезда Троице-Сергиев монастырь владеет пустошью, что было село Вогнениково, Вогниково, то ж, а в ней место церковное, что был храм Покрова Богородицы с приделом Сергия Чудотворца.
Надо отметить, что первые десятилетия XVII века были для России временем тяжелейшего испытания, не случайно получившим название Смутного времени. Безвластье, голод, крестьянская война, польско-шведская интервенция привели страну к полному разорению. Исчезли многие села и деревни, обезлюдели города, пашни заросли бурьяном и мелколесьем, были разрушены многочисленные храмы, а бывшие землевладельцы нередко становились холопами. И даже спустя 50 лет от начала XVII столетия писцовые книги часто констатируют: пустошь, что была деревня… Тяжкая участь постигла многие селения и нашего края, в том числе и Огниково. А в 1651 году архимандрит Троице-Сергиева монастыря Адриан променял "пустошь, что было село Вогниково" дьяку Захару Силину (по прозвищу Богдан) на его пустоши в Московском уезде Сурожского стана.
Захар Силин, вероятно, был незаурядной личностью, судя хотя б по прозвищу Богдан, т.е. Богом данный. Это грамотный, деловой и, что особенно надо отметить, честный человек. Вся его служебная деятельность связана вначале с Серебряным, а затем с Серебряным и Золотым приказами. Начав служить в феврале 1641 года при первом Романове – царе Михаиле Фёдоровиче, он пользуется доверием и особым расположением и Алексея Михайловича, и Фёдора Алексеевича.
Одновременно со службой в названных приказах, с 1658 по 1665 годы, ему поручается и приказ Великого княжества Литовского. Силин имел дом в Москве. Его оклад в 1681-1682 гг. составил 252 рубля 11 алтын и 4 и 0,5 деньги (1 рубль XVII века равнялся 17 рублям конца XIX века). Богдану Силину Вогниково обязано возрождением. Новый владелец поселил на землю крестьян и примерно в 1671 году построил деревянную церковь прежнего посвящения во имя Покрова Богородицы с двумя приделами – Иоанна Богослова и Сергия Чудотворца, а село назвал Покровское-Огниково. По писцовой книге 1678 года Покровское-Огниково продолжает значиться "селом за дьяком Богданом Силиным как вотчина, в селе три двора крестьян, в них 17 человек - поляки Дубровского повета".
В XVIII веке владельцы села часто меняются. Среди них чаще всего представители знатных дворянских и не очень знатных фамилий. В 1705 году село принадлежит Акулине Семёновне Нарышкиной (урождённой Чаплиной), затем М. Н. Чаплину. В 1710 году село покупает Г. Ф. Потёмкин, после смерти которого оно переходит во владение его вдове Настасье Никоновне (по второму мужу Захаровой). В 1735 году дочь Настасьи Никоновны Екатерина получает Огниково в приданое при выходе замуж за И. О. Стрекалова, а затем его наследует их сын Семён. А в 1765 году Огниково покупает жена графа Бориса Ивановича Толстого – Екатерина Петровна, урождённая Гагарина (1746-1810). Оставшись вдовой, Екатерина Петровна подаёт в 1787 году прошение в Духовную Консисторию о построении каменной церкви. В прошении Толстая пишет: "… в вотчине её Воскресенской округи в селе Покровское-Огниково деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы состоит уже не в настоящей твёрдости, почему она желает вместо оной деревянной для приличности и прочности построить церковь каменным зданием, для чего и материалов уже заготовляется". И просила вдова новую каменную церковь того же наименования построить на прежнем удобном месте. Синодальная контора 4 августа 1787 года дозволила Толстой строить каменную церковь, а до освящения её службу исправлять в старой деревянной. Находясь во владении Екатерины Петровны, Покровская церковь была приходской, о чём свидетельствуют ведомости за 1784 год. В приходе церкви значилось 48 дворов, земли церковной 33 десятины. Служители церкви были представлены священником и дьячком. Неизвестно, по каким причинам, но осуществить задуманное Е. П. Толстой не удалось. В самом начале XIX века в Огникове уже новые владельцы - князья Лобановы-Ростовские. И разрешение на строительство каменной церкви в 1807 году просит княжна Мария Ивановна Лобанова-Ростовская. Разрешение было получено, и в 1809 году каменная церковь была построена.
Церковь Покрова Богородицы – небольшой, прямоугольный в плане храм с ярко выраженными апсидами храма и придела. С запада к храму примыкает небольшая трапезная и колокольня, с северной стороны –прямоугольник придела Сергия Чудотворца. Восьмерик храма перекрыт низким куполом и венчался маленькой луковичной главкой на тонкой шейке. Невысокая двухъярусная колокольня, завершавшаяся высоким шпилем, придаёт храму приниженный силуэт. Колокольня и храм обработаны рустом. Церковь была обнесена невысокой металлической оградой на кирпичных столбах. Ценность этого храма заключается не в его художественных достоинствах, а прежде всего в сохранении исторической памяти земли.
Вероятно, в эти же годы закладывается небольшой регулярный и частично пейзажный парк с прудом, сооружаются деревянный усадебный дом, хозяйственные постройки. В середине XIX века, когда усадьбой владел штабротмистр С. В. Карр, к южному фасаду церкви был пристроен тёплый придел с отдельным входом во имя Обновления Храма Воскресения Господня.
Последней владелицей села (а данные относятся к 1916 году) была дворянка Софья Сергеевна Лачинова, которая по налоговой ведомости владела 393 десятинами 2 133 саженями земли.
Незадолго до войны был разобран усадебный дом, в 1937 году была закрыта и разграблена церковь. Вся дальнейшая судьба села – это медленный процесс умирания, приведший в 1985 году к его полному исчезновению. Свою лепту в разрушение села внесла война и фашистская оккупация. В память о погибших воинах на территории Огниково установлена стела.
C 1981 года началось строительство пансионата на месте села Огниково. Строителям было поручено восстановить древнюю церковь, однако ничего не было сделано. В 1988 году появился проект реконструкции, но уже не церкви, а библиотеки в стенах древнего храма. Этот проект не был реализован. И только с 1994 года после образования ОАО "Огниково" начались работы по восстановлению здания церкви. Начало возрождения приходской жизни относят к 1995 году: Московская Епархия назначила священника Георгия Круглова настоятелем Покровской церкви. 12 сентября 1995 года был освящён и установлен крест на колокольне, а 21 сентября 1997 года в приделе Словущего Воскресения начались регулярные службы. Некогда полуразрушенная и теперь восстановленная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы хранит историческую память села и древнего церковного места.
(Использованы материалы научного сотрудника Московского областного краеведческого музея Л. Васильевой).