История Шымкента, Чимкент
Город расположен в живописном месте на предгорной равнине в междуречье рек Бадам и Сайрам (бассейн Сырдарьи). Высота местности над уровнем моря – 506 метров. Климат резко континентальный с продолжительным летом, короткой зимой и частыми оттепелями.
Города, как и люди, тоже имеют свой год рождения, но, к большому сожалению, большинство из них в летописях не регистрировались, и определить дату их рождения сейчас является довольно сложно. А как обстоят дела с днем рождения нашего города?
В мировой практике, одобренной ЮНЕСКО - международной организацией по вопросам образования, науки и культуры, для решения подобных вопросов применяется два научно-методических принципа. Один из них - это определение даты рождения города по первому, наиболее древнему датируемому упоминанию о нем в летописях, хрониках и других видах письменных источников, второй - по материалам комплексных стационарных археологических и других дополнительных исследований, где возможность достаточно точной датировкой полученного материала определяется плюс-минус в 30-50 лет! Ну а как обстоят дела с определением года рождения Чимкента? На эту тему высказываются различные точки зрения.
Одни склонны считать, что Чимкент ( в казахской транскрипции - Шымкент ), как город-поселение уже существовал в VI веке нашей эры, связывая его с известным послом-путешественником Сюань-Цзяном, упоминавшим в своих записках об Исфиджабе - Сайраме, и на этом основании полагая, что и Чимкент как пригород Исфиджаба должен был существовать.
Но это только догадки, ничего общего не имеющие с исторической реальностью! Попытку обосновать возникновение поселения на месте города Чимкента вV-VII вв. н. э. на основе анализа топонима Чим - (Шым -) Кент, или же материалов раскопок курганов скифо-сарматского времени в районе фосфорного завода, на правом берегу реки Бадам, которые датируются III в. до н. э. - 1 - II вв. н. э. Или же предположение, что нашему городу более 1300 лет, основанное на наличии могильных курганов, расположенных в конце улицы Аль-Фараби (I - V вв. н. э.), наивны и не могут служить основанием для решения этого вопроса. Следует помнить, что курганные захоронения и даже сооружение средневековых мазаров-гробниц над могилами знатных светских и духовных лиц осуществлялись часто в открытой степи. Примеров этому множество.
Распространено мнение, что город существовал в XII веке. Эти данные взяты из книги А. Добросмыслова "Города Сыр-Дарьинской области", где он сообщает следующее: "Название города Чимкента происходит от слов чим - дерн и кент - город... Аборигены Чимкента относят время его возникновения к XII веку, ссылаясь на то, что здесь находится могила святого Баба-Дервиша, современника Ходжи Ахмета Ясави. Письменных доказательств, подтверждающих этот факт, не сохранилось.
Наконец первое, на сегодня известное упоминание о городе мы встречаем в книге "Зафар-Наме" - книге историка эпохи Тимура и тимуридов Шарафадина Иезди, сообщившего, что в 1365 - 1366 гг. по современному летоисчислению Тимур, отправляясь в поход на Моголистан, нашел свои обозы недалеко от Сайрама, в селении Чимкент. Это и есть первое конкретное упоминание в письменных источниках о Чимкенте, которое, по нашему мнению, и может сегодня за неимением других данных служить основой для решения вопроса о дате его рождения.
А что говорят археологические данные? Следы древнейшего пребывания человека на территории современного Чимкента обнаружены в виде случайных находок керамических сосудов эпохи бронзы - II тыс. до н. э., относящихся к так называемой Андроновской культуре, найденных в районе масложиркомбината. К 1 тыс. до нашей эры относится и случайная находка скифо-сакского бронзового кинжала - Акинака в районе химфармзавода. В конце прошлого века в 1888 г. член туркестанского кружка любителей археологии Н. Остроумов провел небольшие раскопки недалеко от города, на правом берегу реки Бадам, на холме Альва-Кент, где им были обнаружены глиняные погребальные сосуды-оссуарии с костными останками человека, которые датируются VIII - Х
Случайные находки керамики Х - XII вв. отмечены в ряде районов города. Наконец, небольшие раскопки, проведенные силами Чимкентского пединститута в 70 - 80 гг. на территории старой крепости на цитадели и в районе современного вещевого базара, дали материалы, относящиеся к XV - XVIII вв.
Краткий анализ письменных и археологических источников по проблеме происхождения города Чимкента позволяет, по нашему мнению, на сегодня определить год его рождения датой 1365 - 1366 гг., учитывая разницу по лунному мусульманскому и солнечному календарям. Уточнения и изменения этой даты возможны лишь при появлении новых письменных источников, что маловероятно, или же при проведении широкомасштабных археологических исследований, которые могут дать новые, уточняющие датировку материалы.
Шымкент расположен на 42-м градусе северной широты и 69-м градусе восточной долготы, в живописном месте на предгорной равнине в междуречье рек Бадам и Сайрам (бассейн Сырдарьи). Высота местности над уровнем моря - 506м. Климат резко континентальный с продолжительным летом, короткой зимой и частыми оттепелями.
По численности населения современный Шымкент занимает 3-е место после Алматы и Караганды, насчитывает свыше 500 тысяч жителей, представителей более 95 национальностей (казахи, русские, узбеки, татары, корейцы и др.) имеющих различия в языке, культуре и в определенных аспектах их повседневной жизни.
Многие из тех, кого каким-либо образом связала судьба с этим замечательным древним и в то же время современным городом, отзываются о нем с особой теплотой, делятся добрыми впечатлениями о проведенном здесь времени. Особый интерес вызывает Шымкент у туристов, искусствоведов, историков и археологов. Ведь именно отсюда начинаются туристические маршруты в курортные, экзотические и исторические места, которых немало на юге Казахстана.
К услугам гостей Шымкента современные отели, аэропорт, железнодорожный и автобусный вокзалы, международная связь с любой точкой мира, исторические достопримечательности, многообразие и великолепие природных ландшафтов, радушие и гостеприимство миролюбивого народа.
Города, как и люди, тоже имеют свой год рождения, но, к большому сожалению, большинство из них в летописях не регистрировались, и определить дату их рождения сейчас является довольно сложно. А как обстоят дела с днем рождения нашего города?
В мировой практике, одобренной ЮНЕСКО - международной организацией по вопросам образования, науки и культуры, для решения подобных вопросов применяется два научно-методических принципа. Один из них - это определение даты рождения города по первому, наиболее древнему датируемому упоминанию о нем в летописях, хрониках и других видах письменных источников, второй - по материалам комплексных стационарных археологических и других дополнительных исследований, где возможность достаточно точной датировкой полученного материала определяется плюс-минус в 30-50 лет! Ну а как обстоят дела с определением года рождения Чимкента? На эту тему высказываются различные точки зрения.
Одни склонны считать, что Чимкент ( в казахской транскрипции - Шымкент ), как город-поселение уже существовал в VI веке нашей эры, связывая его с известным послом-путешественником Сюань-Цзяном, упоминавшим в своих записках об Исфиджабе - Сайраме, и на этом основании полагая, что и Чимкент как пригород Исфиджаба должен был существовать.
Но это только догадки, ничего общего не имеющие с исторической реальностью! Попытку обосновать возникновение поселения на месте города Чимкента вV-VII вв. н. э. на основе анализа топонима Чим - (Шым -) Кент, или же материалов раскопок курганов скифо-сарматского времени в районе фосфорного завода, на правом берегу реки Бадам, которые датируются III в. до н. э. - 1 - II вв. н. э. Или же предположение, что нашему городу более 1300 лет, основанное на наличии могильных курганов, расположенных в конце улицы Аль-Фараби (I - V вв. н. э.), наивны и не могут служить основанием для решения этого вопроса. Следует помнить, что курганные захоронения и даже сооружение средневековых мазаров-гробниц над могилами знатных светских и духовных лиц осуществлялись часто в открытой степи. Примеров этому множество.
Распространено мнение, что город существовал в XII веке. Эти данные взяты из книги А. Добросмыслова "Города Сыр-Дарьинской области", где он сообщает следующее: "Название города Чимкента происходит от слов чим - дерн и кент - город... Аборигены Чимкента относят время его возникновения к XII веку, ссылаясь на то, что здесь находится могила святого Баба-Дервиша, современника Ходжи Ахмета Ясави. Письменных доказательств, подтверждающих этот факт, не сохранилось.
Наконец первое, на сегодня известное упоминание о городе мы встречаем в книге "Зафар-Наме" - книге историка эпохи Тимура и тимуридов Шарафадина Иезди, сообщившего, что в 1365 - 1366 гг. по современному летоисчислению Тимур, отправляясь в поход на Моголистан, нашел свои обозы недалеко от Сайрама, в селении Чимкент. Это и есть первое конкретное упоминание в письменных источниках о Чимкенте, которое, по нашему мнению, и может сегодня за неимением других данных служить основой для решения вопроса о дате его рождения.
А что говорят археологические данные? Следы древнейшего пребывания человека на территории современного Чимкента обнаружены в виде случайных находок керамических сосудов эпохи бронзы - II тыс. до н. э., относящихся к так называемой Андроновской культуре, найденных в районе масложиркомбината. К 1 тыс. до нашей эры относится и случайная находка скифо-сакского бронзового кинжала - Акинака в районе химфармзавода. В конце прошлого века в 1888 г. член туркестанского кружка любителей археологии Н. Остроумов провел небольшие раскопки недалеко от города, на правом берегу реки Бадам, на холме Альва-Кент, где им были обнаружены глиняные погребальные сосуды-оссуарии с костными останками человека, которые датируются VIII - Х
Случайные находки керамики Х - XII вв. отмечены в ряде районов города. Наконец, небольшие раскопки, проведенные силами Чимкентского пединститута в 70 - 80 гг. на территории старой крепости на цитадели и в районе современного вещевого базара, дали материалы, относящиеся к XV - XVIII вв.
Краткий анализ письменных и археологических источников по проблеме происхождения города Чимкента позволяет, по нашему мнению, на сегодня определить год его рождения датой 1365 - 1366 гг., учитывая разницу по лунному мусульманскому и солнечному календарям. Уточнения и изменения этой даты возможны лишь при появлении новых письменных источников, что маловероятно, или же при проведении широкомасштабных археологических исследований, которые могут дать новые, уточняющие датировку материалы.
Современный Шымкент
Современный Шымкент с более чем полумиллионным населением входит в тройку крупнейших городов Казахстана, одновременно являясь промышленным, торговым и культурным центром Южно-Казахстанской области (ЮКО). Шымкент возник на пересечении караванных дорог одного из отрезков Великого шелкового пути и входит в состав древнейших городов Средней Азии, имеет богатую историю и культуру.Шымкент расположен на 42-м градусе северной широты и 69-м градусе восточной долготы, в живописном месте на предгорной равнине в междуречье рек Бадам и Сайрам (бассейн Сырдарьи). Высота местности над уровнем моря - 506м. Климат резко континентальный с продолжительным летом, короткой зимой и частыми оттепелями.
По численности населения современный Шымкент занимает 3-е место после Алматы и Караганды, насчитывает свыше 500 тысяч жителей, представителей более 95 национальностей (казахи, русские, узбеки, татары, корейцы и др.) имеющих различия в языке, культуре и в определенных аспектах их повседневной жизни.
Многие из тех, кого каким-либо образом связала судьба с этим замечательным древним и в то же время современным городом, отзываются о нем с особой теплотой, делятся добрыми впечатлениями о проведенном здесь времени. Особый интерес вызывает Шымкент у туристов, искусствоведов, историков и археологов. Ведь именно отсюда начинаются туристические маршруты в курортные, экзотические и исторические места, которых немало на юге Казахстана.
К услугам гостей Шымкента современные отели, аэропорт, железнодорожный и автобусный вокзалы, международная связь с любой точкой мира, исторические достопримечательности, многообразие и великолепие природных ландшафтов, радушие и гостеприимство миролюбивого народа.