Религии Египта
До II в. н. э. египтяне поклонялись многочисленным богам, среди которых верховным считался Амон. Как правило, фараоны были одновременно верховными жрецами; они именовали себя сыновьями Солнца (Ра, Атона, Амана). Египетское жречество пользовалось огромным экономическим и политическим влиянием, а жрецы Амона часто были фактическими руководителями государства.
После включения Египта в состав Римской империи, со II в. н. э., там началось распространение христианства; появились первые церкви, монастыри. В 390 г. египетские христиане добились официального запрещения язычества. К началу VII в. почти вое население страны исповедовало христианство монофиситского толка (принадлежало к коптской церкви). Византийское православное духовенство враждебно относилось к монофиситам, и копты подвергались постоянным преследованиям со стороны властей. Поэтому когда в середине VII в. в Египте появились арабские войска, коренное население не оказало им сопротивления.
Уже в VII в., стремясь освободиться от подушной подати (джизия), возложенной на немусульман, египтяне стали переходить в ислам. К XVI—XVII вв. все население страны уже говорило на арабском языке и подавляющее большинство жителей исповедовало ислам. Сейчас коптский язык используется только при богослужении в коптских церквах.
Первоначально в Египте установился суннитский (ортодоксальный) толк ислама. С 970 г., в период господства Фатимидов, в стране распространился шиизм, второй толк ислама, который был объявлен официальным и насильно прививался местному населению. Фатимиды жестоко преследовали также христиан и иудеев.
В 1171 г. при Салах ад Дине ибн Айюбе в Египте в качестве официального вероисповедания был восстановлен суннизм, который остается таковым до наших дней.
После того как в XIII в. монголы захватили Багдад и ликвидировали Багдадский халифат, новый халиф (религиозный и светский глава всех мусульман) поселился в Каире (1261 г.) и Египет стал религиозным центром мусульманского мира; так продолжалось до захвата Египта Османской империей (1517 г.).
В настоящее время примерно 90% населения АРЕ исповедуют ислам суннитского толка. Согласно конституции, ислам-официальная религия страны. Около 5 млн. (по разным оценкам, от 3 до 8 млн.) человек исповедуют христианство монофиситского толка, т. е. принадлежат к коптской церкви. В стране имеется также некоторое число прочих христиан (греко-ортодоксов, католиков, протестантов), а также иудеев. Конституция страны провозглашает свободу совести и вероисповедания.
Ислам характеризуется строгим монотеизмом, который выражен формулой «Нет бога, кроме аллаха, и Мухаммед -пророк его».
Последователь ислама называет себя «муслим» (множественное число -муслимун, отсюда русское -мусульманин). К основным догматам ислама относятся вера в существование единого и единственного бога (аллаха), а также ангелов (малайка), сатаны (шайтана), чертей (джиннов), вера в пророков бога, в божественное происхождение Корана, в день страшного суда (яум алькияма), в рай (джанна), в ад (джаханамм) и в бессмертие души.
Среди важнейших обязанностей каждого мусульманина выделяются пять так называемых столпов ислама. Это ежедневная пятикратная молитва (салат), 30дневный пост в светлое время суток (саум) в месяце рамадане, пожертвование денег в пользу бедных (закят), паломничество в священные города мусульман Мекку и Медину (хадж), а также произнесение формулы «Нет бога, кроме аллаха...» (шахада).
При отправлении религиозных обрядов мусульмане пользуются лунным календарем хиджры, который ведет счет со дня переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. н. э.). В году 12 лунных месяцев: мухаррам, сафар, раби альавваль, раби ассани, джумада альавваль, джумада ассани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зулькада, зульхиджа. В шести месяцах по 30 дней, в шести -по 29 (в месяце зульхиджа в високосном году 30 дней), т. е. лунный год короче солнечного (354 дня -в простом году, 355 дней -в високосном); поэтому у мусульман религиозные праздники и пост приходятся на разные даты астрономического года.
Священная книга мусульман -Коран -создана в VII в. н. э. Она состоит из 114 глав и написана рифмованной прозой. Коран считается мусульманами божьим словом, ниспосланным людям через посредство пророка Мухаммеда. В этой книге содержатся догматы ислама, эсхатологические положения, представления о потустороннем мире, рассказы о пророках и святых, заимствованные в основном из христианства и иудаизма, правовые регламентации, заклинания, предания о сотворении мира, природы и живых существ, моральноэтические нормы и т. д. Кроме Корана, большинство мусульман признают священной и сунну ■—сборники преданий (хадисов) о жизни и поступках Мухаммеда.
В исламе существует также мистицизм (суфизм), проповедующий личный и непосредственный контакт верующего с аллахом. Поначалу суфизм в исламе считался ересью, но затем под влиянием знаменитого богослова Газали (ум. в 1111 г.) он был признан «законным» способом исповедования ислама.
Среди главных мусульманских праздников—мусульманский новый год; праздник разговения после окончания поста (ид альфитр) 1 шавваля; праздник жертвоприношения (ид альадха) 10 зульхиджа; день рождения Мухаммеда (маулюд) 12 раби альавваля; праздник мирадж (в память мифического путешествия Мухаммеда на небо) -27 раджаба. Перечисленные выше религиозные праздники являются в Египте официально нерабочими днями. Еженедельный мусульманский праздник -пятница, день, в который верующие собираются на общую молитву в мечетях; пятница -официальный выходной день.
Все мусульмане считаются единой религиозной общиной (уммой) и братьями по вере. До 1924 г. главой мусульмансуннитов считался халиф. В настоящее время единого главы мусульманской общины нет. В Египте высшим исламским религиозным авторитетом является главный муфтий. Кроме того, большим влиянием обладает группа богословов (улемов) старейшего и авторитетнейшего в мусульманском мире университета АльАзхар.
АльАзхар был построен в 970—972 гг. как соборная мечеть. В 988/89 г. в нем началось преподавание теологии и иных исламских наук. Постепенно он превратился в высшую богословскоюридическую школу, в которой учились не только египтяне, но и мусульмане из других стран. АльАзхар много раз подвергался реформам. В частности, в 60х годах декретом президента Насера АльАзхар был подчинен министерству высшего образования; в нем были открыты светские факультеты, в программу введены естественные науки. Впервые двери АльАзхара открылись перед девушками. Университет управляется Советом улемов во главе с шейхом (ректором), назначаемым правительством.
Ислам оказывает активное воздействие на общественную мысль и политическую жизнь страны, является ареной и одновременно орудием острой идеологической и политической борьбы. В 50х годах правительство Насера провело ряд преобразований, нацеленных на подчинение государству духовенства и исламских учреждений. Так, вое вакфы (вакфы -недвижимое имущество, принадлежащее мусульманским религиозным учреждениям) были изъяты из ведения мечетей и иных религиозных организаций и переданы в распоряжение одного министерства вакфов, что, естественно, в значительной степени лишило духовенство его экономической самостоятельности и независимости. В 1955 г. были упразднены шариатские суды, тем самым мусульманские религиозные деятели оказались выключенными из судебной системы страны. Существенно было сокращено число куттабов (религиозных начальных школ), а в программах государственных учебных заведений, доля исламских дисциплин.
Важнейшим мероприятием правительства Г. А. Насера был перевод значительной части духовенства на государственную службу, т. е. фактическое превращение их в чиновников государственного аппарата. Если раньше духовенство самостоятельно решало, кого на какую религиозную должность назначить, то отныне это стало привилегией органов власти. И муэдзин (выкрикивающий с минарета призыв к молитве), и имам мечети, и сам главный муфтий Египта стали назначаться на свои должности государством и получать от него жалованье. Одновременно был введен контроль и за идеологическим содержанием проповедей. До 1955 г. каждый имам мечети в своей пятничной проповеди (хутбе) говорил все, что хотел. При Насере же каждую неделю в министерстве вакфов стала составляться единая хутба, которую обязаны были читать все имамы государственных мечетей по всему Египту.
Подчинив себе таким образом официальный ислам, правительство Г. А. Насера одновременно развернуло наступление и против неофициального ислама, наиболее крупным и сильным представителем которого была Ассоциация «Братьевмусульман». Она была основана в 1928 г. Хасаном альБанной как религиозноблаготворительное общество, но вскоре превратилось на деле в политическую партию, которая в 50е годы уже пыталась свергнуть Г. А. Насера и сама прийти к власти. Две мощные волны репрессий против «Братьевмусульман» в 1954 и в 1965—1966 гг. не прекратили ее деятельности, но на время лишили ее возможности активно участвовать во внутриполитической борьбе.
Тот факт, что значительная часть членов «Братьевмусульман» оказалась в тюрьмах и концлагерях, обусловил появление нового крыла фундаментализма -исламского экстремизма. Суть этого движения, зародившегося в египетских тюрьмах в 60х годах, сводится к тотальному отрицанию современного мусульманского общества и правящего политического режима. Члены экстремистских групп считают политическую элиту страны (а иногда и вообще все население) не мусульманами, а неверными, против которых надлежит вести священную войну -джихад. В 70х годах в Египте, как и в других странах мусульманского мира, происходило заметное усиление влияния ислама на общественнополитическую жизнь—процесс, получивший позже название «исламского взрыва», или «возрождения ислама». Это сложное, неоднозначное явление имеет ряд причин как социальноэкономического, так и общественнополитического характера, среди которых можно выделить два фактора, оказавших большое влияние на развитие ситуации в Египте. Первым из них было сокрушительное поражение египетской армии в войне 1967 г., что вызвало кризис общественного сознания и, как следствие этого, общий подъем религиозности в стране. Этот подъем не был ростом именно воинствующего ислама -он затронул и коптовхристиан и суфиев, -но он заложил базу для того всплеска политической активности ислама, который наблюдался в Египте в 70е годы.
Вторым фактором было решение президента страны А. Садата опереться на происламские, фундаменталистские круги, и в частности на «Братьевмусульман». В 1971 —1973 гг. почти все ранее репрессированные египетские исламисты были выпущены на свободу и им были развязаны руки: они получили практически неограниченную возможность пропагандировать свои взгляды среди населения и, что особенно важно, среди молодежи. Деятельность их была весьма успешной: к середине 70х годов исламский фундаментализм стал преобладающей формой идеологии среди египетских студентов, вытеснив доминировавшие прежде левые взгляды.
После поездки Садата в Иерусалим в 1977 г. и подписания египетскоизраильского мирного договора исламистские круги, ранее в целом поддерживавшие правительство, перешли в оппозицию. Собственно говоря, с конца 70х годов исламисты (в том числе и «Братьямусульмане») представляют собой наиболее мощный отряд оппозиции, оказывающий сильное и часто успешное давление на правительство. Ставка Садата на ислам, поначалу принесшая свои плоды, в конце концов привела к его гибели—в 1981 г. Садат был убит боевиками из исламской экстремистской группы «альДжихад», которая посчитала его неверным, а значит, заслуживающим смерти. Для преемника Садата президента X. Мубарака фундаментализм продолжает оставаться одной из самых серьезных внутриполитических проблем страны.
Современное исламское движение в Египте можно разделить на три крупных направления: 1) официальный ислам, 2) фундаменталистский ислам, 3) суфийский («народный») ислам. Официальный ислам, т. е. духовенство, состоящее на службе у государства, и государственные религиозные структуры (например, министерство вакфов), сейчас довольно сильно бюрократизирован и фактически представляет собой не более чем часть государственного аппарата страны. Он не пользуется большим авторитетом среди населения Египта, в чем немалую роль сыграла пропагандистская деятельность фундаменталистов, которые, стремясь представить себя как единственных представителей «истинного» ислама, активно дискредитировали ислам правительственный. Определенную роль сыграла также изданная в июне 1979 г. фетва (официальное суждение по религиозному вопросу) главного муфтия Египта, в которой провоз глашалось полисе соответствие египетскоизраильского мирного договора всем положениям шариата и духу ислама.
Фундаменталистский ислам (ислам неофициальный и политизированный) продолжает оставаться самым серьезным политическим противником властей. Это направление весьма неоднородно, организационно в его рамках можно выделить Ассоциацию «Братьевмусульман» (она так и не была формально легализована, но фактически пользуется свободой действий), подпольные экстремистские группы, фундаменталистские общества («гамаат исламийя») и так называемые независимые имамы, т. е. имамы негосударственных мечетей, которые не состоят на государственной службе и не получают от правительства жалованье. Число частных мечетей значительно превышает число государственных. Так, если в 1970 г. в стране насчитывалось около 20 тыс. частных мечетей, то к 1981 г. их число возросло более чем в два раза. Под контролем министерства вакфов находилось лишь восемь тысяч мечетей, т. е. почти в семь раз меньше. Несмотря на многочисленные разногласия между фундаменталистами, в своей борьбе с правительством они часто выступают сообща. Основная их цель -добиться введения шариата (комплекса исламских законов, положений, норм) как официального законодательства страны. Третье направление -«народный ислам», -как ,и фундаментализм, неофициально, но в отличие от последнего не политизировано. Он считается как бы примитивизированным вариантом ислама, полным суеверий и предрассудков, упования на помощь святых и т. п. Вместе с тем в нем очень сильно влияние суфизма (некоторые авторы даже ставят знак равенства между «народным исламом» и современным суфизмом) и в последнее время к нему начала обращаться часть высокообразованной молодежи, создавая мистические и полумистические группы, которые часто уходят жить в пустыню, образуют коммуны и т. д.
О современном состоянии «народного ислама» в Египте известно немного. Христиане в АРЕ составляют основное религиозное меньшинство. Большинство христиан принадлежит к коптской церкви. Кроме того, имеются православные, католики, протестанты и др. Коптская монофиситская церковь образовалась и стала самостоятельной в V в. в результате отделения египетских христиан от Византии; это отделение было формой протеста против византийского господства и против притеснений монофиситства со стороны официальной греческой церкви. С тех пор коптская церковь возглавляется Александрийским патриархом, резиденция которого находится в Каире.
Коптская церковь отличается от других направлений христианства не только теологически (в вопросе о сущности Христа), но и обрядами, возникшими под влиянием ислама и характерными только для этой церкви. В частности, в коптских церквах почти нет икон, дети мужского пола в семьвосемь лет подвергаются обрезанию, коптам запрещается употребление свинины, крови, мяса павших животных. Монофиситы обязаны молиться семь раз в сутки, им рекомендуется паломничество в Иерусалим. Монофиситское духовенство безбрачно. Если монофисит женился до посвящения в духовный сан, то он может сохранить семью, но, овдовев, не имеет права жениться вновь. Патриарху Александрийскому подчиняются монофиситские митрополиты и епископы Иерусалима, Яффы и Хартума. Копты имеют свои церкви почти во всех городах Египта и ряд монастырей.
Приверженцев католической церкви в Египте около 275 тыс. Это коптыкатолики (65 тыс.), итальянцы (20 тыс.), французы, небольшое число греков (грекоуниатская церковь) и др. Около 40 тыс. греков -граждан АРЕ -принадлежат к греческой ортодоксальной церкви. Большинство их живет в Александрии.
Кроме того, в Египте имеется незначительное количество протестантов, последователей армянской церкви и представителей других вероисповеданий.
После включения Египта в состав Римской империи, со II в. н. э., там началось распространение христианства; появились первые церкви, монастыри. В 390 г. египетские христиане добились официального запрещения язычества. К началу VII в. почти вое население страны исповедовало христианство монофиситского толка (принадлежало к коптской церкви). Византийское православное духовенство враждебно относилось к монофиситам, и копты подвергались постоянным преследованиям со стороны властей. Поэтому когда в середине VII в. в Египте появились арабские войска, коренное население не оказало им сопротивления.
Уже в VII в., стремясь освободиться от подушной подати (джизия), возложенной на немусульман, египтяне стали переходить в ислам. К XVI—XVII вв. все население страны уже говорило на арабском языке и подавляющее большинство жителей исповедовало ислам. Сейчас коптский язык используется только при богослужении в коптских церквах.
Первоначально в Египте установился суннитский (ортодоксальный) толк ислама. С 970 г., в период господства Фатимидов, в стране распространился шиизм, второй толк ислама, который был объявлен официальным и насильно прививался местному населению. Фатимиды жестоко преследовали также христиан и иудеев.
В 1171 г. при Салах ад Дине ибн Айюбе в Египте в качестве официального вероисповедания был восстановлен суннизм, который остается таковым до наших дней.
После того как в XIII в. монголы захватили Багдад и ликвидировали Багдадский халифат, новый халиф (религиозный и светский глава всех мусульман) поселился в Каире (1261 г.) и Египет стал религиозным центром мусульманского мира; так продолжалось до захвата Египта Османской империей (1517 г.).
В настоящее время примерно 90% населения АРЕ исповедуют ислам суннитского толка. Согласно конституции, ислам-официальная религия страны. Около 5 млн. (по разным оценкам, от 3 до 8 млн.) человек исповедуют христианство монофиситского толка, т. е. принадлежат к коптской церкви. В стране имеется также некоторое число прочих христиан (греко-ортодоксов, католиков, протестантов), а также иудеев. Конституция страны провозглашает свободу совести и вероисповедания.
Ислам характеризуется строгим монотеизмом, который выражен формулой «Нет бога, кроме аллаха, и Мухаммед -пророк его».
Последователь ислама называет себя «муслим» (множественное число -муслимун, отсюда русское -мусульманин). К основным догматам ислама относятся вера в существование единого и единственного бога (аллаха), а также ангелов (малайка), сатаны (шайтана), чертей (джиннов), вера в пророков бога, в божественное происхождение Корана, в день страшного суда (яум алькияма), в рай (джанна), в ад (джаханамм) и в бессмертие души.
Среди важнейших обязанностей каждого мусульманина выделяются пять так называемых столпов ислама. Это ежедневная пятикратная молитва (салат), 30дневный пост в светлое время суток (саум) в месяце рамадане, пожертвование денег в пользу бедных (закят), паломничество в священные города мусульман Мекку и Медину (хадж), а также произнесение формулы «Нет бога, кроме аллаха...» (шахада).
При отправлении религиозных обрядов мусульмане пользуются лунным календарем хиджры, который ведет счет со дня переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. н. э.). В году 12 лунных месяцев: мухаррам, сафар, раби альавваль, раби ассани, джумада альавваль, джумада ассани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зулькада, зульхиджа. В шести месяцах по 30 дней, в шести -по 29 (в месяце зульхиджа в високосном году 30 дней), т. е. лунный год короче солнечного (354 дня -в простом году, 355 дней -в високосном); поэтому у мусульман религиозные праздники и пост приходятся на разные даты астрономического года.
Священная книга мусульман -Коран -создана в VII в. н. э. Она состоит из 114 глав и написана рифмованной прозой. Коран считается мусульманами божьим словом, ниспосланным людям через посредство пророка Мухаммеда. В этой книге содержатся догматы ислама, эсхатологические положения, представления о потустороннем мире, рассказы о пророках и святых, заимствованные в основном из христианства и иудаизма, правовые регламентации, заклинания, предания о сотворении мира, природы и живых существ, моральноэтические нормы и т. д. Кроме Корана, большинство мусульман признают священной и сунну ■—сборники преданий (хадисов) о жизни и поступках Мухаммеда.
В исламе существует также мистицизм (суфизм), проповедующий личный и непосредственный контакт верующего с аллахом. Поначалу суфизм в исламе считался ересью, но затем под влиянием знаменитого богослова Газали (ум. в 1111 г.) он был признан «законным» способом исповедования ислама.
Среди главных мусульманских праздников—мусульманский новый год; праздник разговения после окончания поста (ид альфитр) 1 шавваля; праздник жертвоприношения (ид альадха) 10 зульхиджа; день рождения Мухаммеда (маулюд) 12 раби альавваля; праздник мирадж (в память мифического путешествия Мухаммеда на небо) -27 раджаба. Перечисленные выше религиозные праздники являются в Египте официально нерабочими днями. Еженедельный мусульманский праздник -пятница, день, в который верующие собираются на общую молитву в мечетях; пятница -официальный выходной день.
Все мусульмане считаются единой религиозной общиной (уммой) и братьями по вере. До 1924 г. главой мусульмансуннитов считался халиф. В настоящее время единого главы мусульманской общины нет. В Египте высшим исламским религиозным авторитетом является главный муфтий. Кроме того, большим влиянием обладает группа богословов (улемов) старейшего и авторитетнейшего в мусульманском мире университета АльАзхар.
АльАзхар был построен в 970—972 гг. как соборная мечеть. В 988/89 г. в нем началось преподавание теологии и иных исламских наук. Постепенно он превратился в высшую богословскоюридическую школу, в которой учились не только египтяне, но и мусульмане из других стран. АльАзхар много раз подвергался реформам. В частности, в 60х годах декретом президента Насера АльАзхар был подчинен министерству высшего образования; в нем были открыты светские факультеты, в программу введены естественные науки. Впервые двери АльАзхара открылись перед девушками. Университет управляется Советом улемов во главе с шейхом (ректором), назначаемым правительством.
Ислам оказывает активное воздействие на общественную мысль и политическую жизнь страны, является ареной и одновременно орудием острой идеологической и политической борьбы. В 50х годах правительство Насера провело ряд преобразований, нацеленных на подчинение государству духовенства и исламских учреждений. Так, вое вакфы (вакфы -недвижимое имущество, принадлежащее мусульманским религиозным учреждениям) были изъяты из ведения мечетей и иных религиозных организаций и переданы в распоряжение одного министерства вакфов, что, естественно, в значительной степени лишило духовенство его экономической самостоятельности и независимости. В 1955 г. были упразднены шариатские суды, тем самым мусульманские религиозные деятели оказались выключенными из судебной системы страны. Существенно было сокращено число куттабов (религиозных начальных школ), а в программах государственных учебных заведений, доля исламских дисциплин.
Важнейшим мероприятием правительства Г. А. Насера был перевод значительной части духовенства на государственную службу, т. е. фактическое превращение их в чиновников государственного аппарата. Если раньше духовенство самостоятельно решало, кого на какую религиозную должность назначить, то отныне это стало привилегией органов власти. И муэдзин (выкрикивающий с минарета призыв к молитве), и имам мечети, и сам главный муфтий Египта стали назначаться на свои должности государством и получать от него жалованье. Одновременно был введен контроль и за идеологическим содержанием проповедей. До 1955 г. каждый имам мечети в своей пятничной проповеди (хутбе) говорил все, что хотел. При Насере же каждую неделю в министерстве вакфов стала составляться единая хутба, которую обязаны были читать все имамы государственных мечетей по всему Египту.
Подчинив себе таким образом официальный ислам, правительство Г. А. Насера одновременно развернуло наступление и против неофициального ислама, наиболее крупным и сильным представителем которого была Ассоциация «Братьевмусульман». Она была основана в 1928 г. Хасаном альБанной как религиозноблаготворительное общество, но вскоре превратилось на деле в политическую партию, которая в 50е годы уже пыталась свергнуть Г. А. Насера и сама прийти к власти. Две мощные волны репрессий против «Братьевмусульман» в 1954 и в 1965—1966 гг. не прекратили ее деятельности, но на время лишили ее возможности активно участвовать во внутриполитической борьбе.
Тот факт, что значительная часть членов «Братьевмусульман» оказалась в тюрьмах и концлагерях, обусловил появление нового крыла фундаментализма -исламского экстремизма. Суть этого движения, зародившегося в египетских тюрьмах в 60х годах, сводится к тотальному отрицанию современного мусульманского общества и правящего политического режима. Члены экстремистских групп считают политическую элиту страны (а иногда и вообще все население) не мусульманами, а неверными, против которых надлежит вести священную войну -джихад. В 70х годах в Египте, как и в других странах мусульманского мира, происходило заметное усиление влияния ислама на общественнополитическую жизнь—процесс, получивший позже название «исламского взрыва», или «возрождения ислама». Это сложное, неоднозначное явление имеет ряд причин как социальноэкономического, так и общественнополитического характера, среди которых можно выделить два фактора, оказавших большое влияние на развитие ситуации в Египте. Первым из них было сокрушительное поражение египетской армии в войне 1967 г., что вызвало кризис общественного сознания и, как следствие этого, общий подъем религиозности в стране. Этот подъем не был ростом именно воинствующего ислама -он затронул и коптовхристиан и суфиев, -но он заложил базу для того всплеска политической активности ислама, который наблюдался в Египте в 70е годы.
Вторым фактором было решение президента страны А. Садата опереться на происламские, фундаменталистские круги, и в частности на «Братьевмусульман». В 1971 —1973 гг. почти все ранее репрессированные египетские исламисты были выпущены на свободу и им были развязаны руки: они получили практически неограниченную возможность пропагандировать свои взгляды среди населения и, что особенно важно, среди молодежи. Деятельность их была весьма успешной: к середине 70х годов исламский фундаментализм стал преобладающей формой идеологии среди египетских студентов, вытеснив доминировавшие прежде левые взгляды.
После поездки Садата в Иерусалим в 1977 г. и подписания египетскоизраильского мирного договора исламистские круги, ранее в целом поддерживавшие правительство, перешли в оппозицию. Собственно говоря, с конца 70х годов исламисты (в том числе и «Братьямусульмане») представляют собой наиболее мощный отряд оппозиции, оказывающий сильное и часто успешное давление на правительство. Ставка Садата на ислам, поначалу принесшая свои плоды, в конце концов привела к его гибели—в 1981 г. Садат был убит боевиками из исламской экстремистской группы «альДжихад», которая посчитала его неверным, а значит, заслуживающим смерти. Для преемника Садата президента X. Мубарака фундаментализм продолжает оставаться одной из самых серьезных внутриполитических проблем страны.
Современное исламское движение в Египте можно разделить на три крупных направления: 1) официальный ислам, 2) фундаменталистский ислам, 3) суфийский («народный») ислам. Официальный ислам, т. е. духовенство, состоящее на службе у государства, и государственные религиозные структуры (например, министерство вакфов), сейчас довольно сильно бюрократизирован и фактически представляет собой не более чем часть государственного аппарата страны. Он не пользуется большим авторитетом среди населения Египта, в чем немалую роль сыграла пропагандистская деятельность фундаменталистов, которые, стремясь представить себя как единственных представителей «истинного» ислама, активно дискредитировали ислам правительственный. Определенную роль сыграла также изданная в июне 1979 г. фетва (официальное суждение по религиозному вопросу) главного муфтия Египта, в которой провоз глашалось полисе соответствие египетскоизраильского мирного договора всем положениям шариата и духу ислама.
Фундаменталистский ислам (ислам неофициальный и политизированный) продолжает оставаться самым серьезным политическим противником властей. Это направление весьма неоднородно, организационно в его рамках можно выделить Ассоциацию «Братьевмусульман» (она так и не была формально легализована, но фактически пользуется свободой действий), подпольные экстремистские группы, фундаменталистские общества («гамаат исламийя») и так называемые независимые имамы, т. е. имамы негосударственных мечетей, которые не состоят на государственной службе и не получают от правительства жалованье. Число частных мечетей значительно превышает число государственных. Так, если в 1970 г. в стране насчитывалось около 20 тыс. частных мечетей, то к 1981 г. их число возросло более чем в два раза. Под контролем министерства вакфов находилось лишь восемь тысяч мечетей, т. е. почти в семь раз меньше. Несмотря на многочисленные разногласия между фундаменталистами, в своей борьбе с правительством они часто выступают сообща. Основная их цель -добиться введения шариата (комплекса исламских законов, положений, норм) как официального законодательства страны. Третье направление -«народный ислам», -как ,и фундаментализм, неофициально, но в отличие от последнего не политизировано. Он считается как бы примитивизированным вариантом ислама, полным суеверий и предрассудков, упования на помощь святых и т. п. Вместе с тем в нем очень сильно влияние суфизма (некоторые авторы даже ставят знак равенства между «народным исламом» и современным суфизмом) и в последнее время к нему начала обращаться часть высокообразованной молодежи, создавая мистические и полумистические группы, которые часто уходят жить в пустыню, образуют коммуны и т. д.
О современном состоянии «народного ислама» в Египте известно немного. Христиане в АРЕ составляют основное религиозное меньшинство. Большинство христиан принадлежит к коптской церкви. Кроме того, имеются православные, католики, протестанты и др. Коптская монофиситская церковь образовалась и стала самостоятельной в V в. в результате отделения египетских христиан от Византии; это отделение было формой протеста против византийского господства и против притеснений монофиситства со стороны официальной греческой церкви. С тех пор коптская церковь возглавляется Александрийским патриархом, резиденция которого находится в Каире.
Коптская церковь отличается от других направлений христианства не только теологически (в вопросе о сущности Христа), но и обрядами, возникшими под влиянием ислама и характерными только для этой церкви. В частности, в коптских церквах почти нет икон, дети мужского пола в семьвосемь лет подвергаются обрезанию, коптам запрещается употребление свинины, крови, мяса павших животных. Монофиситы обязаны молиться семь раз в сутки, им рекомендуется паломничество в Иерусалим. Монофиситское духовенство безбрачно. Если монофисит женился до посвящения в духовный сан, то он может сохранить семью, но, овдовев, не имеет права жениться вновь. Патриарху Александрийскому подчиняются монофиситские митрополиты и епископы Иерусалима, Яффы и Хартума. Копты имеют свои церкви почти во всех городах Египта и ряд монастырей.
Приверженцев католической церкви в Египте около 275 тыс. Это коптыкатолики (65 тыс.), итальянцы (20 тыс.), французы, небольшое число греков (грекоуниатская церковь) и др. Около 40 тыс. греков -граждан АРЕ -принадлежат к греческой ортодоксальной церкви. Большинство их живет в Александрии.
Кроме того, в Египте имеется незначительное количество протестантов, последователей армянской церкви и представителей других вероисповеданий.