Концессии, церковь , ислам, евреи в Египте
Египет — главный центр суннитского ислама шафиитского мазхаба, в котором насчитывается несколько десятков тысяч мечетей и сотни гробниц мусульманских святых, является местом паломничества и религиозных празднеств.
В Египте действуют более 100 различных тарикатов — мусульманских духовных орденов или их ответвлений, зародивших ся в различное время (от XIII до первой половины XX в.). Сре ди них различаются городские тарикаты, которые в недавнем прошлом почти срослись с ремесленными цехами и гильдиями (Накшбандийя, Мавлевийя, Хальватийя, Кадирийя и многие другие), и сельские, объединявшие феллахов (Саадийя, некоторые ответвления орденов Рифаийя, Ахмедийя и др.). Исследователи отмечают, что эти ордена наложили отпечаток на психологию египетских феллахов, но возможно, что они лишь поддерживают определенные черты их психического склада, развившиеся задолго до начала деятельности тарикатов в египетской деревне.
Исследователи отмечают, что своеобразие Египта как особой страны внутри арабской (или шире — исламской) общности заключается прежде всего в народной культуре и народ ном исламе египетских феллахов, которой придает своеобразие древний субстрат.
Религиозность феллахов сочетает суннитский (шафиитский) ислам с автохтонными древними верованиями и обрядами. Она глубоко проникла в сознание феллаха и рядового горожанина, во многом определила образ жизни простого египтянина.
Феллахов-мусульман и их христианских, коптских, соседей по деревенской общине (особенно женщин этих двух вероисповеданий) связывают многие общие верования и ритуалы. Некоторые обряды и суеверия египетских феллахов характерны для всего арабского мира и даже других регионов, но значительная часть уходит своими корнями в доисламскую и даже дохристианскую эпохи. Так, в Египте с древнейших времен сохранился культ нильской воды. Он проник в коптскую литургическую молитву и в народный ислам феллахов. Жатва хлебов и сбор урожая фиников в египетской деревне сопровождается весьма архаичными обрядами. В частности, из лучших колосьев пшеницы изготовляют ритуальную фигуру, которую сохраняют до следующего урожая; на гумне среди семян кладут тщательно попеченные хлебы и пр. При сборе урожая фиников также совершаются некоторые обряды. Финиковой пальме приписывают магическую лечебную силу. На следующий день после свадьбы муж обдирает пальмовый лист, расщепляет его до основания и касается им своих друзей, чтобы принести им счастье. Коснуться человека черенком зеленой пальмы — это пожелание счастья; пальмы — это цветы феллахов; без них не обходится ни одно праздничное, ни одно похоронное шествие.
От древнего Египта в народной вере современных египтян (как мусульман, так и христиан) сохранились некоторые праздники: «Ночь слезы» (некогда — плач богини Исиды по Осирису, когда только начинает прибывать вода в Ниле), каирский праздник невесты Нила («Халиг») в период наибольшего разлива, «Дыхание ветерка» («Шамм эн-Насим») — пасхальный понедельник и др. На этих праздниках, некоторые обряды которых чрезвычайно архаичны, присутствуют и мусульмане и христиане-копты. На традиционной доисламской и даже дохристианской почве расцвел культ некоторых местных святых (например, вали Ахмеда аль-Бадави в г. Танте, вяли аль-Фергали в г. Абутиге близ «столицы коптов» г. Асьюта и др.). Осенний праздник (мавлид) аль-Бадави во второй половине XIX в. собирал до 500 тыс. паломников, мавлиды других святых (Ибрагима ад-Дасуки, ас-Саада, аль-Бахри и др.) —десятки и сотни тысяч крестьян и горожан.
Особую этно-конфессиональную общность среди египетских мусульман составляют «турки» (атрак, тюркоглу) — потомки выходцев с Балканского полуострова, Малой Азии, Кавказа, Крыма, различного этнического происхождения, но говорившие в XIX в. на турецком языке и составлявшие привилегированную верхушку египетского общества. Теперь они говорят на египетском диалекте арабского языка и в быту мало отличаются от средней буржуазии и интеллигенции чисто египетского происхождения, но чувствуют себя аристократией. «Турки» (а также часть проживающих в Египте палестинцев, ливанцев, сирийцев) исповедуют ханафитский мазхаб суннизма и этим также отличаются от египтян-шафиитов.
Часть палестинцев, суданцев, выходцев из стран Магриба и Западной Африки объединяет приверженность маликитекому мазхабу. Есть маликиты среди синайцев, нубийцев, арабов и берберов пограничного с Ливией района. Часть берберов при надлежит к тарикату сенуситов. В оазисе Сива среди местных берберов сложилась община хариджитов-ибадитов (их единоверцы живут в Омане и в странах Магриба). Берберы-ибадиты— это наиболее четко выражен ная мусульманская этно-конфессиональная группа в Египте, отличающаяся от арабов-суннитов своим языком, обычаями, ритуалом богослужения и пр. Но ее численность — всего несколько сот человек.
К числу коренных египтян принадлежит и подавляющее большинство христиан Египта. Они говорят на арабском языке. Египетские христиане составляют ряд этно-конфессиональных групп, крупнейшая из которых — копты.
Копты — коренные жители Египта, потомки принявших христианство египтян. До X в. они составляли большинство населения этой страны и говорили по-коптски. В последующее время, особенно в периоды гонений на христиан в XI—XIII вв., коп ты— крестьяне и ремесленники — массами принимали ислам. Среди них (в том числе и среди тех, кто сохранил приверженность к христианству) распространился арабский язык.
Переход некоторой части коптов в ислам продолжался и в позднее средневековье и в новое время. Происходит он и сей час. Ближайшей побудительной причиной для такого поступка обычно называют стремление вступить в брак с мусульманами. Вместе с тем на перемену религии, несомненно, влияли и разжигание фанатиками антихристианских настроений среди мусульманского большинства, и дискриминация коптов на государственной службе.
В новое и новейшее время египетские христиане благодаря контактам с Европой оказались более чем мусульмане или иудаисты, восприимчивы к усвоению элементов европейской культуры. Многие местные христиане сумели приобрести европейское образование, составив значительную часть интеллигенции, овладели свободными профессиями, некоторые заняли высокие посты в государственной администрации.
Социальное положение коптов различно: от феллахов (в не которых деревнях Верхнего Египта) до членов правительства. Но преобладают представители средних городских слоев: средняя и мелкая буржуазия, служащие, интеллигенция. До сих пор значительная часть преподавателей высшей школы, ученых, писателей, художественной интеллигенции — копты. Среди них есть немало людей, составляющих гордость национальной куль туры современного Египта. Копты, как и большинство православных и католиков Египта, даже при богослужении пользуются арабским языком (до XVIII в. в этом качестве применялся коптский). В конце нового времени среди части коптского духовенства и интеллигенции возникло движение за возрождение коптского языка в качестве литературного и разговорного, но успеха оно не имело.
Подавляющее большинство коптов (даже люди нерелигиозные) принадлежат к одной из трех церквей. Более 3 млн. являются монофиситами-яковитами, членами Ортодоксальной коптской церкви, образовавшейся в V в. Ее возглавляет патриарх Александрийский (коптский). Ему подчинено 15 митрополитов, 28 епископов и около 1 тыс. священников. Эта церковь имеет в Каире семинарию, несколько монастырей, более тысячи церквей. Она издает еженедельник «Ал-Ватаний» («Патриот»).
Обрядность коптской церкви восходит к дохристианской религии египтян. При богослужении, как в древнеегипетских храмах, коптские священники употребляют систр — древний музыкальный инструмент. Мелодика коптского богослужения — чрезвычайно древняя (со II в.) и своеобразная. При входе в церковь копты снимают обувь, но оставляют головные уборы и молятся, обратившись на восток. Мальчиков до крещения подвергают обрезанию. Кроме того, существует ряд религиозных праздников и ритуалов, общих для коптов и мусульман, восходящих ко временам фараонов (о них уже говорилось выше).
Значительно меньше, чем монофиситов, коптов католиков и протестантов. Примерно 120—130 тыс. прихожан насчитывает Копто-католическая церковь, образованная в 1741 г. Ее возглавляет патриарх-кардинал. Ему подчинены три архиепископа, пол торы сотни священников. Эта церковь получает значительную финансовую и другую помощь от Ватикана. Она располагает большим числом школ, рядом монастырей. В ее обрядности смешаны коптские и общекатолические (западные) элементы. Копты-католики проживают в основном в городах, причем 40%—в Александрии; но в Верхнем Египте есть католики и среди феллахов.
Крупнейшая из протестантских церквей Египта — Коптская евангелическая церковь. Кроме того, здесь действуют еще три десятка других протестантских церквей и миссий, прихожанами которых являются несколько десятков тысяч коптов, арабов не коптского происхождения и иностранцев. Эти церкви получают регулярную помощь из-за границы, особенно из США. Уровень благосостояния протестантов в Египте в среднем сравнительно выше, чем представителей других конфессий. В Египте издревле существует еще одна местная церковь — Александрийская православная церковь. Ее возглавляет патриарх, которому подчинены пять епископов. Эта церковь рас полагает всего несколькими десятками старинных церковных зданий, тремя действующими монастырями, содержит несколько школ. Она поддерживает связь с другими православными церквами мира. По своему социальному положению и внешнему облику египетские православные мало отличаются от коптов, но считают себя потомками греков. Живут они в Каире, Александрии и городах Нижнего Египта.
Часть синайцев и палестинцев, принадлежащих к Синайскому архиепископству Иерусалимской православной церкви, образуют отдельную от других православных египтян этно-конфессиональную группу, насчитывающую примерно 1 тыс. человек.
Кроме Копто-католичеекой церкви в Египте имеются организованные общины шести других католических церквей, в том числе пяти, объединяющих арабоязычных христиан не коптского происхождения: Греко-католическая церковь, Маронитская (ливанцы), Сиро-католическая (сирийцы), Халдейская (иракцы) и Римско-католическая (арабоязычные левантинцы итальянского и мальтийского происхождения и иностранцы). Кроме того, в Каире и Александрии существует небольшая община Армяно-католической церкви. Она гораздо малочисленнее Армянской Григорианской церкви, к которой принадлежит большинство ар мян в этих городах. Католические общины, хотя и принадлежат к одному и тому же вероисповеданию, образуют семь различных этно-конфессиональных групп. Они в основном эндогамны, хотя браки между католиками—членами разных церквей не являются редкостью. Надо сказать, что среди католиков и протестантов, а также армян особенно сильна тенденция к эмиграции из Египта, поэтому численность прихожан христианских церквей (кроме трех крупнейших коптских) сокращается. Кроме мусульманских и христианских в Египте имеются иудейские этно-конфеосионалыные группы: караимы, египетские евреи, сефарды и небольшие группы европейских евреев. Из них караимы и египетские евреи жили в Александрии и других го родах Египта еще в эллинистический и римский периоды и в средние века. В их быту и культуре больше общих черт сбытом и культурой других египтян-горожан, чем с бытом и культурой евреев — выходцев из азиатских и особенно европейских стран. Большая часть караимов и евреев покинула страну, переселившись в Израиль, Англию или США. Сейчас их численность в Египте не превышает несколько тысяч человек, причем сохраняется тенденция эмиграции иудаистов из Египта в Израиль и другие страны.
С египтянами постепенно ассимилируются арабоязычные этнические меньшинства. Приезжающие в Египет туристы пользуются услугами ара бов-бедуинов, катающих их на верблюдах к пирамидам. Другие группы бедуинов (около 100 тыс.) кочуют, а чаще живут от дельными поселениями (или кварталами в больших селах) на краю Ливийской и Аравийской пустынь. Еще в начале XIX в. их было около 300 тыс.— 12% населения Египта. До сих пор они помнят свое неегипетское происхождение и фактически эндогамны; браки арабов-бедуинов с собственно египтянами редки. Однако те из них, кто поселился в селах и городах (таких большинство), уже не отличаются от феллахов и горожан по об разу жизни, одежде, быту, духовной культуре.
В Египте действуют более 100 различных тарикатов — мусульманских духовных орденов или их ответвлений, зародивших ся в различное время (от XIII до первой половины XX в.). Сре ди них различаются городские тарикаты, которые в недавнем прошлом почти срослись с ремесленными цехами и гильдиями (Накшбандийя, Мавлевийя, Хальватийя, Кадирийя и многие другие), и сельские, объединявшие феллахов (Саадийя, некоторые ответвления орденов Рифаийя, Ахмедийя и др.). Исследователи отмечают, что эти ордена наложили отпечаток на психологию египетских феллахов, но возможно, что они лишь поддерживают определенные черты их психического склада, развившиеся задолго до начала деятельности тарикатов в египетской деревне.
Исследователи отмечают, что своеобразие Египта как особой страны внутри арабской (или шире — исламской) общности заключается прежде всего в народной культуре и народ ном исламе египетских феллахов, которой придает своеобразие древний субстрат.
Религиозность феллахов сочетает суннитский (шафиитский) ислам с автохтонными древними верованиями и обрядами. Она глубоко проникла в сознание феллаха и рядового горожанина, во многом определила образ жизни простого египтянина.
Феллахов-мусульман и их христианских, коптских, соседей по деревенской общине (особенно женщин этих двух вероисповеданий) связывают многие общие верования и ритуалы. Некоторые обряды и суеверия египетских феллахов характерны для всего арабского мира и даже других регионов, но значительная часть уходит своими корнями в доисламскую и даже дохристианскую эпохи. Так, в Египте с древнейших времен сохранился культ нильской воды. Он проник в коптскую литургическую молитву и в народный ислам феллахов. Жатва хлебов и сбор урожая фиников в египетской деревне сопровождается весьма архаичными обрядами. В частности, из лучших колосьев пшеницы изготовляют ритуальную фигуру, которую сохраняют до следующего урожая; на гумне среди семян кладут тщательно попеченные хлебы и пр. При сборе урожая фиников также совершаются некоторые обряды. Финиковой пальме приписывают магическую лечебную силу. На следующий день после свадьбы муж обдирает пальмовый лист, расщепляет его до основания и касается им своих друзей, чтобы принести им счастье. Коснуться человека черенком зеленой пальмы — это пожелание счастья; пальмы — это цветы феллахов; без них не обходится ни одно праздничное, ни одно похоронное шествие.
От древнего Египта в народной вере современных египтян (как мусульман, так и христиан) сохранились некоторые праздники: «Ночь слезы» (некогда — плач богини Исиды по Осирису, когда только начинает прибывать вода в Ниле), каирский праздник невесты Нила («Халиг») в период наибольшего разлива, «Дыхание ветерка» («Шамм эн-Насим») — пасхальный понедельник и др. На этих праздниках, некоторые обряды которых чрезвычайно архаичны, присутствуют и мусульмане и христиане-копты. На традиционной доисламской и даже дохристианской почве расцвел культ некоторых местных святых (например, вали Ахмеда аль-Бадави в г. Танте, вяли аль-Фергали в г. Абутиге близ «столицы коптов» г. Асьюта и др.). Осенний праздник (мавлид) аль-Бадави во второй половине XIX в. собирал до 500 тыс. паломников, мавлиды других святых (Ибрагима ад-Дасуки, ас-Саада, аль-Бахри и др.) —десятки и сотни тысяч крестьян и горожан.
Особую этно-конфессиональную общность среди египетских мусульман составляют «турки» (атрак, тюркоглу) — потомки выходцев с Балканского полуострова, Малой Азии, Кавказа, Крыма, различного этнического происхождения, но говорившие в XIX в. на турецком языке и составлявшие привилегированную верхушку египетского общества. Теперь они говорят на египетском диалекте арабского языка и в быту мало отличаются от средней буржуазии и интеллигенции чисто египетского происхождения, но чувствуют себя аристократией. «Турки» (а также часть проживающих в Египте палестинцев, ливанцев, сирийцев) исповедуют ханафитский мазхаб суннизма и этим также отличаются от египтян-шафиитов.
Часть палестинцев, суданцев, выходцев из стран Магриба и Западной Африки объединяет приверженность маликитекому мазхабу. Есть маликиты среди синайцев, нубийцев, арабов и берберов пограничного с Ливией района. Часть берберов при надлежит к тарикату сенуситов. В оазисе Сива среди местных берберов сложилась община хариджитов-ибадитов (их единоверцы живут в Омане и в странах Магриба). Берберы-ибадиты— это наиболее четко выражен ная мусульманская этно-конфессиональная группа в Египте, отличающаяся от арабов-суннитов своим языком, обычаями, ритуалом богослужения и пр. Но ее численность — всего несколько сот человек.
К числу коренных египтян принадлежит и подавляющее большинство христиан Египта. Они говорят на арабском языке. Египетские христиане составляют ряд этно-конфессиональных групп, крупнейшая из которых — копты.
Копты — коренные жители Египта, потомки принявших христианство египтян. До X в. они составляли большинство населения этой страны и говорили по-коптски. В последующее время, особенно в периоды гонений на христиан в XI—XIII вв., коп ты— крестьяне и ремесленники — массами принимали ислам. Среди них (в том числе и среди тех, кто сохранил приверженность к христианству) распространился арабский язык.
Переход некоторой части коптов в ислам продолжался и в позднее средневековье и в новое время. Происходит он и сей час. Ближайшей побудительной причиной для такого поступка обычно называют стремление вступить в брак с мусульманами. Вместе с тем на перемену религии, несомненно, влияли и разжигание фанатиками антихристианских настроений среди мусульманского большинства, и дискриминация коптов на государственной службе.
В новое и новейшее время египетские христиане благодаря контактам с Европой оказались более чем мусульмане или иудаисты, восприимчивы к усвоению элементов европейской культуры. Многие местные христиане сумели приобрести европейское образование, составив значительную часть интеллигенции, овладели свободными профессиями, некоторые заняли высокие посты в государственной администрации.
Социальное положение коптов различно: от феллахов (в не которых деревнях Верхнего Египта) до членов правительства. Но преобладают представители средних городских слоев: средняя и мелкая буржуазия, служащие, интеллигенция. До сих пор значительная часть преподавателей высшей школы, ученых, писателей, художественной интеллигенции — копты. Среди них есть немало людей, составляющих гордость национальной куль туры современного Египта. Копты, как и большинство православных и католиков Египта, даже при богослужении пользуются арабским языком (до XVIII в. в этом качестве применялся коптский). В конце нового времени среди части коптского духовенства и интеллигенции возникло движение за возрождение коптского языка в качестве литературного и разговорного, но успеха оно не имело.
Подавляющее большинство коптов (даже люди нерелигиозные) принадлежат к одной из трех церквей. Более 3 млн. являются монофиситами-яковитами, членами Ортодоксальной коптской церкви, образовавшейся в V в. Ее возглавляет патриарх Александрийский (коптский). Ему подчинено 15 митрополитов, 28 епископов и около 1 тыс. священников. Эта церковь имеет в Каире семинарию, несколько монастырей, более тысячи церквей. Она издает еженедельник «Ал-Ватаний» («Патриот»).
Обрядность коптской церкви восходит к дохристианской религии египтян. При богослужении, как в древнеегипетских храмах, коптские священники употребляют систр — древний музыкальный инструмент. Мелодика коптского богослужения — чрезвычайно древняя (со II в.) и своеобразная. При входе в церковь копты снимают обувь, но оставляют головные уборы и молятся, обратившись на восток. Мальчиков до крещения подвергают обрезанию. Кроме того, существует ряд религиозных праздников и ритуалов, общих для коптов и мусульман, восходящих ко временам фараонов (о них уже говорилось выше).
Значительно меньше, чем монофиситов, коптов католиков и протестантов. Примерно 120—130 тыс. прихожан насчитывает Копто-католическая церковь, образованная в 1741 г. Ее возглавляет патриарх-кардинал. Ему подчинены три архиепископа, пол торы сотни священников. Эта церковь получает значительную финансовую и другую помощь от Ватикана. Она располагает большим числом школ, рядом монастырей. В ее обрядности смешаны коптские и общекатолические (западные) элементы. Копты-католики проживают в основном в городах, причем 40%—в Александрии; но в Верхнем Египте есть католики и среди феллахов.
Крупнейшая из протестантских церквей Египта — Коптская евангелическая церковь. Кроме того, здесь действуют еще три десятка других протестантских церквей и миссий, прихожанами которых являются несколько десятков тысяч коптов, арабов не коптского происхождения и иностранцев. Эти церкви получают регулярную помощь из-за границы, особенно из США. Уровень благосостояния протестантов в Египте в среднем сравнительно выше, чем представителей других конфессий. В Египте издревле существует еще одна местная церковь — Александрийская православная церковь. Ее возглавляет патриарх, которому подчинены пять епископов. Эта церковь рас полагает всего несколькими десятками старинных церковных зданий, тремя действующими монастырями, содержит несколько школ. Она поддерживает связь с другими православными церквами мира. По своему социальному положению и внешнему облику египетские православные мало отличаются от коптов, но считают себя потомками греков. Живут они в Каире, Александрии и городах Нижнего Египта.
Часть синайцев и палестинцев, принадлежащих к Синайскому архиепископству Иерусалимской православной церкви, образуют отдельную от других православных египтян этно-конфессиональную группу, насчитывающую примерно 1 тыс. человек.
Кроме Копто-католичеекой церкви в Египте имеются организованные общины шести других католических церквей, в том числе пяти, объединяющих арабоязычных христиан не коптского происхождения: Греко-католическая церковь, Маронитская (ливанцы), Сиро-католическая (сирийцы), Халдейская (иракцы) и Римско-католическая (арабоязычные левантинцы итальянского и мальтийского происхождения и иностранцы). Кроме того, в Каире и Александрии существует небольшая община Армяно-католической церкви. Она гораздо малочисленнее Армянской Григорианской церкви, к которой принадлежит большинство ар мян в этих городах. Католические общины, хотя и принадлежат к одному и тому же вероисповеданию, образуют семь различных этно-конфессиональных групп. Они в основном эндогамны, хотя браки между католиками—членами разных церквей не являются редкостью. Надо сказать, что среди католиков и протестантов, а также армян особенно сильна тенденция к эмиграции из Египта, поэтому численность прихожан христианских церквей (кроме трех крупнейших коптских) сокращается. Кроме мусульманских и христианских в Египте имеются иудейские этно-конфеосионалыные группы: караимы, египетские евреи, сефарды и небольшие группы европейских евреев. Из них караимы и египетские евреи жили в Александрии и других го родах Египта еще в эллинистический и римский периоды и в средние века. В их быту и культуре больше общих черт сбытом и культурой других египтян-горожан, чем с бытом и культурой евреев — выходцев из азиатских и особенно европейских стран. Большая часть караимов и евреев покинула страну, переселившись в Израиль, Англию или США. Сейчас их численность в Египте не превышает несколько тысяч человек, причем сохраняется тенденция эмиграции иудаистов из Египта в Израиль и другие страны.
С египтянами постепенно ассимилируются арабоязычные этнические меньшинства. Приезжающие в Египет туристы пользуются услугами ара бов-бедуинов, катающих их на верблюдах к пирамидам. Другие группы бедуинов (около 100 тыс.) кочуют, а чаще живут от дельными поселениями (или кварталами в больших селах) на краю Ливийской и Аравийской пустынь. Еще в начале XIX в. их было около 300 тыс.— 12% населения Египта. До сих пор они помнят свое неегипетское происхождение и фактически эндогамны; браки арабов-бедуинов с собственно египтянами редки. Однако те из них, кто поселился в селах и городах (таких большинство), уже не отличаются от феллахов и горожан по об разу жизни, одежде, быту, духовной культуре.