Феллах- крестьянин Египта
В настоящее время сельские жители — феллахи (крестьяне)— составляют лишь около половины всех египтян. Однако еще несколько десятилетий назад и во все предшествующие периоды истории феллахи были подавляющим большинством египетского народа.
Египетские феллахи -своеобразная не только социальная, но и этнокультурная общность с оригинальной и древней суб культурой. Историки и этнографы отмечают удивительную устойчивость физического типа египтянина (особенно феллаха) и сельской культуры Египта на протяжении нескольких тысячелетий: типов деревенских домов и поселений, цикла, орудий и навыков земледелия, традиций, связанных с землей, приемов ухода за телом, обрядов, в частности свадебных и погребальных, и т. д. Причина заключается в том, что египетское крестьянство сформировалось еще во времена фараонов. В эллинистический и римский периоды в его положении не произошло существенных изменений, да и позднее тоже, вплоть до первой половины XX в., когда в египетской деревне началось развитие капитализма. Такова сила социальной инерции, подкрепляемая многочисленными пережитками феодализма в египетской деревне.
Традиционный жизненный и годичный цикл египетского феллаха тесно связан с циклом земледельческих работ, зависящих от смены времен года и разливов Нила. Феллахи живут па древнему египетскому календарю (принятому также в коптской церкви), где периодичность обращения Земли вокруг Солнца и разливы Нила определяют виды земледельческих работ и праздников, а в названиях месяцев сохранились имена древне египетских богов. Началом года считается месяц тут (соответствующий сентябрю), в середине которого уровень Нила—самый высокий. Затем следуют месяцы бабах (бабех), хатур. ки-хак, туба (тубе), амшир, бармахат, бармуда (барамуда), баша-нис (башанс), бауна, абиб, мисра. Эти названия в связи с поле выми работами и сельским бытом упоминаются в египетских пословицах.
В XIV—XV вв. знаменитый египетский историк Макризи описал по месяцам коптского календаря годичный цикл сельскохозяйственных работ феллаха, который вполне применим и к сегодняшней египетской деревне.
Тут: сбор олив, фиников, слив, гранатов, айвы, хлопка; в этот месяц делают надрезы на бальзамовом дереве (вид ака ции) и готовят строительный материал для ремонта плотин.
Бабах: сбор риса (в Дельте), посев бобов, клевера, места милына и некоторых других культур.
Хатур: посев ;ма«а (6-го хатура), льна (в середине меся ца), удобрение полей навозом (в конце месяца); сбор шпината, а в Сайде — винограда.
Кихак: сев огурцов, окончание сева пшеницы, ячменя и клевера, сбор цитрусовых, зеленых бобов и овощей: капусты, моркови, лука-порея, репы.
Туба: сев гороха и чечевицы, посадка финиковых пальм, подрезка виноградных лоз, прополка зерновых и льна, жатва люцерны, подготовка почвы для посева летних культур, рытье колодцев, ремонт каналов и дамб.
Амшир: окончание подрезки лоз, посадка финиковых пальм и сбор репы; закладка яиц в инкубаторы (примитивные инкубаторы существовали в средневековом Египте).
Бармахат: выкармливание шелковичных червей, сев пшеницы, овощей, других летних культур, а также сахарного тростника, сбор урожая льна.
Бармуда: сбор бобов, редиса, жатва пшеницы, посадка корицы, сев мулухии, баклажан, рубка акаций; в это время качают первый мед и треплют лен.
Башанис: конец жатвы пшеницы, молотьба, сбор ранних фруктов (некоторые сорта яблок, абрикосов, персиков) и бахчевых культур, посадка бальзамовых деревьев и уход за ними.
Бауна: сбор меда, некоторых фруктов, сев индиго (в Порт-Саиде), обмолот льна.
Абиб: окончание рубки деревьев и обмолота льна; сбор груш, фиников, винограда, последняя качка меда.
Миера: сбор хлопка, лимонов и бананов, ранних гранатов, завершение трепания льна, приготовление уксуса и вина.
За последние два-три века египетские феллахи освоили возделывание множества новых культур, прежде всего пришедших из Нового Света: американского хлопчатника, кукурузы, картофеля, помидоров, кабачков, сладкого перца и др. Появилось много новых сортов культурных растений с иными, чем прежде, сроками созревания. Вместе с тем значительно возросло разнообразие сельскохозяйственных работ, более равномерно распределяемых в течение года. В отличие от стран умеренного пояса и стран Тропической Африки в современном Египте нет страдной поры, и феллах трудится на полях круглый год, сея одни культуры, убирая другие, поливая и пропалывая третьи.
Если коптский календарь (в сущности, древнеегипетский) является в Египте сельскохозяйственным, то официальным — уже более 100 лет (с 1875 г.) -европейский. Насчитывается не менее трех ритуальных календарей — для мусульман, коптов и католиков: мусульманский лунный календарь; коптский, по своему происхождению преимущественно древнеегипетский, но эра начинается с 284 г. (начало царствования римского императора Диоклетиана) и отмечаются христианские праздники; григорианский с европейскими названиями месяцев.
Еще в древности феллахи возделывали многие десятки видов культурных растений, причем для таких из них, как финиковая пальма, просо (элевзина), гречиха, пшеница, лен, бирсим, чечевица, бобы (фуль), огурец, тыква, дыня, арбуз, лук, Египет является одним из древнейших очагов культивации. В небольших крестьянских хозяйствах землю Нередко вспахивают архаичной сохой (без отвалов и колес), в которую запрягают во лов или буйволов (иногда ослов и верблюдов), а затем разрыхляют мотыгой (фас, туриа). Мотыгой проводятся и борозды для орошения полей и другие земельные работы. Для выравнивания поля применяется кассабия (деревянный ящик с рукоят ками), играющая роль бороны. При посеве в земле колом де лаются лунки. В месяц туба и в начале месяца амшир наступал период очистки забитых илом каналов. В следующий затем период межени Нила вода подается на поля. В доиндустриальный период это делалось при помощи шадуфа (журавля, известного в Египте более пяти тысячелетий), ручного Архимедова винта или водоливного колеса (сакия), приводимого в движение животными (в 70—80-е годы еще можно было наблюдать такие орудия и приспособления).
Жали пшеницу (и другие зерновые) серпами, связывали в снопы, обмолачивали их на току вручную цепами (наббут) или посредством трехосной, 11-колесной деревянной повозки (нораг), в которую запрягали домашний тягловый скот. Просеива ли зерно двузубыми или трезубыми деревянными вилами (мезрат) и складывали в корзины, сплетенные из листьев финиковой пальмы. С развитием товарного земледелия архаичные ме тоды полива, обработки земли и сбора урожая вытеснялись со временными. В настоящее время в Египте достаточно широко применяются различные виды сельскохозяйственной техники, изменился и характер труда.
Живут египетские крестьяне в многолюдных (до 10—20 тыс. жителей), скученных деревнях, расположенных зачастую на развалинах древних поселений или на искусственных насыпях для защиты от затопления. Тесные улочки, образуемые дувалами и стенами домов, иногда перемежаются деревьями: финиковыми пальмами, смоковницами, акациями. Организующими центрами поселения являются культовые здания: мечеть, церковь, гроб ница мусульманского или христианского святого—покровителя данной деревни. Возле мечети обычно располагается базар с лавочками и кофейнями. Каждое домохозяйство представляет собой комплекс, состоящий из жилого дома с хозяйственными постройками и пристройками, обнесенный высокими глухими дувалами. В недавнем прошлом все эти строения были из необожженных (сырцовых) кирпичей, материалом для которых служит нильский ил. Стены также обмазываются илом, лишь у богатых крестьян — известью. Дерево в Египте ценится дорого. Поэтому только богатые перекрывают крыши и делают каркас дома из пальмовых стволов. Фундамент строят из утрамбованного щебня или битого обожженного кирпича, покрытого илом. Пол, как правило, земляной.
Обычно дом бедного египетского крестьянина состоит из од ной комнаты, которая одновременно служит и кухней и спальней. Здесь же нередко содержится домашняя живность. Обстановка- самая скудная: глиняная и металлическая посуда, деревянная мебель: стол, кровать, сундук. Крестьянин побогаче имеет более просторный дом, с двумя-тремя небольшими комнатами. Нередко домашняя обстановка включает необходимую со временную бытовую электронику. Обычно на окраине села или вне его располагаются более внушительные строения: гостиница, или постоялый двор, а также голубятни, имеющие форму башен и построенные из сырцовых кирпичей и деревянных балок. На окраине села находятся гумно и кладбище, мусульманское и (или) христианское. Иногда село, разрастаясь,, окружает кладбище домами феллахов. Села соединяются друг с другом и с городами посредством узких дорог-дамб, значительно поднятых над окрестными полями. В общем, быт и внешний облик египетской деревни едины на всей территории страны. В то же время египетская деревня даже по внешнему виду отличается от ливанской, ливийской, оманской, суданской или: деревни любой другой арабской страны.
Традиционный жизненный и годичный цикл египетского феллаха тесно связан с циклом земледельческих работ, зависящих от смены времен года и разливов Нила. Феллахи живут па древнему египетскому календарю (принятому также в коптской церкви), где периодичность обращения Земли вокруг Солнца и разливы Нила определяют виды земледельческих работ и праздников, а в названиях месяцев сохранились имена древне египетских богов. Началом года считается месяц тут (соответствующий сентябрю), в середине которого уровень Нила—самый высокий. Затем следуют месяцы бабах (бабех), хатур. ки-хак, туба (тубе), амшир, бармахат, бармуда (барамуда), баша-нис (башанс), бауна, абиб, мисра. Эти названия в связи с поле выми работами и сельским бытом упоминаются в египетских пословицах.
В XIV—XV вв. знаменитый египетский историк Макризи описал по месяцам коптского календаря годичный цикл сельскохозяйственных работ феллаха, который вполне применим и к сегодняшней египетской деревне.
Тут: сбор олив, фиников, слив, гранатов, айвы, хлопка; в этот месяц делают надрезы на бальзамовом дереве (вид ака ции) и готовят строительный материал для ремонта плотин.
Бабах: сбор риса (в Дельте), посев бобов, клевера, места милына и некоторых других культур.
Хатур: посев ;ма«а (6-го хатура), льна (в середине меся ца), удобрение полей навозом (в конце месяца); сбор шпината, а в Сайде — винограда.
Кихак: сев огурцов, окончание сева пшеницы, ячменя и клевера, сбор цитрусовых, зеленых бобов и овощей: капусты, моркови, лука-порея, репы.
Туба: сев гороха и чечевицы, посадка финиковых пальм, подрезка виноградных лоз, прополка зерновых и льна, жатва люцерны, подготовка почвы для посева летних культур, рытье колодцев, ремонт каналов и дамб.
Амшир: окончание подрезки лоз, посадка финиковых пальм и сбор репы; закладка яиц в инкубаторы (примитивные инкубаторы существовали в средневековом Египте).
Бармахат: выкармливание шелковичных червей, сев пшеницы, овощей, других летних культур, а также сахарного тростника, сбор урожая льна.
Бармуда: сбор бобов, редиса, жатва пшеницы, посадка корицы, сев мулухии, баклажан, рубка акаций; в это время качают первый мед и треплют лен.
Башанис: конец жатвы пшеницы, молотьба, сбор ранних фруктов (некоторые сорта яблок, абрикосов, персиков) и бахчевых культур, посадка бальзамовых деревьев и уход за ними.
Бауна: сбор меда, некоторых фруктов, сев индиго (в Порт-Саиде), обмолот льна.
Абиб: окончание рубки деревьев и обмолота льна; сбор груш, фиников, винограда, последняя качка меда.
Миера: сбор хлопка, лимонов и бананов, ранних гранатов, завершение трепания льна, приготовление уксуса и вина.
За последние два-три века египетские феллахи освоили возделывание множества новых культур, прежде всего пришедших из Нового Света: американского хлопчатника, кукурузы, картофеля, помидоров, кабачков, сладкого перца и др. Появилось много новых сортов культурных растений с иными, чем прежде, сроками созревания. Вместе с тем значительно возросло разнообразие сельскохозяйственных работ, более равномерно распределяемых в течение года. В отличие от стран умеренного пояса и стран Тропической Африки в современном Египте нет страдной поры, и феллах трудится на полях круглый год, сея одни культуры, убирая другие, поливая и пропалывая третьи.
Если коптский календарь (в сущности, древнеегипетский) является в Египте сельскохозяйственным, то официальным — уже более 100 лет (с 1875 г.) -европейский. Насчитывается не менее трех ритуальных календарей — для мусульман, коптов и католиков: мусульманский лунный календарь; коптский, по своему происхождению преимущественно древнеегипетский, но эра начинается с 284 г. (начало царствования римского императора Диоклетиана) и отмечаются христианские праздники; григорианский с европейскими названиями месяцев.
Еще в древности феллахи возделывали многие десятки видов культурных растений, причем для таких из них, как финиковая пальма, просо (элевзина), гречиха, пшеница, лен, бирсим, чечевица, бобы (фуль), огурец, тыква, дыня, арбуз, лук, Египет является одним из древнейших очагов культивации. В небольших крестьянских хозяйствах землю Нередко вспахивают архаичной сохой (без отвалов и колес), в которую запрягают во лов или буйволов (иногда ослов и верблюдов), а затем разрыхляют мотыгой (фас, туриа). Мотыгой проводятся и борозды для орошения полей и другие земельные работы. Для выравнивания поля применяется кассабия (деревянный ящик с рукоят ками), играющая роль бороны. При посеве в земле колом де лаются лунки. В месяц туба и в начале месяца амшир наступал период очистки забитых илом каналов. В следующий затем период межени Нила вода подается на поля. В доиндустриальный период это делалось при помощи шадуфа (журавля, известного в Египте более пяти тысячелетий), ручного Архимедова винта или водоливного колеса (сакия), приводимого в движение животными (в 70—80-е годы еще можно было наблюдать такие орудия и приспособления).
Жали пшеницу (и другие зерновые) серпами, связывали в снопы, обмолачивали их на току вручную цепами (наббут) или посредством трехосной, 11-колесной деревянной повозки (нораг), в которую запрягали домашний тягловый скот. Просеива ли зерно двузубыми или трезубыми деревянными вилами (мезрат) и складывали в корзины, сплетенные из листьев финиковой пальмы. С развитием товарного земледелия архаичные ме тоды полива, обработки земли и сбора урожая вытеснялись со временными. В настоящее время в Египте достаточно широко применяются различные виды сельскохозяйственной техники, изменился и характер труда.
Живут египетские крестьяне в многолюдных (до 10—20 тыс. жителей), скученных деревнях, расположенных зачастую на развалинах древних поселений или на искусственных насыпях для защиты от затопления. Тесные улочки, образуемые дувалами и стенами домов, иногда перемежаются деревьями: финиковыми пальмами, смоковницами, акациями. Организующими центрами поселения являются культовые здания: мечеть, церковь, гроб ница мусульманского или христианского святого—покровителя данной деревни. Возле мечети обычно располагается базар с лавочками и кофейнями. Каждое домохозяйство представляет собой комплекс, состоящий из жилого дома с хозяйственными постройками и пристройками, обнесенный высокими глухими дувалами. В недавнем прошлом все эти строения были из необожженных (сырцовых) кирпичей, материалом для которых служит нильский ил. Стены также обмазываются илом, лишь у богатых крестьян — известью. Дерево в Египте ценится дорого. Поэтому только богатые перекрывают крыши и делают каркас дома из пальмовых стволов. Фундамент строят из утрамбованного щебня или битого обожженного кирпича, покрытого илом. Пол, как правило, земляной.
Обычно дом бедного египетского крестьянина состоит из од ной комнаты, которая одновременно служит и кухней и спальней. Здесь же нередко содержится домашняя живность. Обстановка- самая скудная: глиняная и металлическая посуда, деревянная мебель: стол, кровать, сундук. Крестьянин побогаче имеет более просторный дом, с двумя-тремя небольшими комнатами. Нередко домашняя обстановка включает необходимую со временную бытовую электронику. Обычно на окраине села или вне его располагаются более внушительные строения: гостиница, или постоялый двор, а также голубятни, имеющие форму башен и построенные из сырцовых кирпичей и деревянных балок. На окраине села находятся гумно и кладбище, мусульманское и (или) христианское. Иногда село, разрастаясь,, окружает кладбище домами феллахов. Села соединяются друг с другом и с городами посредством узких дорог-дамб, значительно поднятых над окрестными полями. В общем, быт и внешний облик египетской деревни едины на всей территории страны. В то же время египетская деревня даже по внешнему виду отличается от ливанской, ливийской, оманской, суданской или: деревни любой другой арабской страны.