Быт египтянина
Современная египетская деревня сохранила многие элементы общины. Деревня для феллаха, писал египетский этнограф Г. Айрут, это маленький замкнутый мирок. Именно в нем на открытом воздухе и на людях, а не в своем доме проводит он большую часть жизни: женщины ходят за водой группами, дети играют все вместе, повседневная жизнь здесь протекает всегда в коллективе. Деревня, а не дом образуют в здешних условиях настоящую цельную единицу.
Кофейни играют особую роль в жизни не только сельского,, но и городского населения, наподобие чайханы в старой Сред ней Азии.
Сплоченность большой семьи поддерживается обязанностью кровной мести. На мужчин — членов большой семьи — распространяются как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собираются средства для того, чтобы откупиться от мстителей.
Как и у других арабских народов, у египтян распространен брак с двоюродными сестрами по отцовской и материнской линии, способствующий укреплению связей между родственными семьями. Родные и двоюродные братья должны помогать друг другу во всех случаях жизни. Если этого не происходит, с ними стараются не иметь дела все, считающие себя порядочными людьми. Египетская деревенская семья строго патриархальна. Послушание жены мужу, сыновей — отцу, младших братьев старшему— нравственный закон. Молодого человека уважают не столько за его личные качества, сколько за репутацию его отца.
Супружеская неверность сурово осуждается общественным мнением деревни и нередко наказывается смертью. Девственность — обязательное условие для невесты, и если оно не соблюдено, молодой муж с позором ее прогонит. Но разводы в египетской деревне — редкость. Феллах, заплативший за жену брачный выкуп (махр), деньги на который он должен зарабатывать в течение многих лет, теряет все при разводе (если только причиной развода не является прелюбодеяние или бесплодие жены) и знает, что на второй брак средств ему не накопить до старости. При этом нередко родственники помогают собрать нужную для махра сумму, и с ними уже поэтому нужно считаться при выборе невесты и при намерении развестись. Невес ту молодому человеку обычно выбирают родители или заменяющие их старшие родственники. Закон запрещает слишком ран ние браки (девушек до 16 лет, юношей до 18 лет), но в деревне они нередки. По обычаю, невеста вносит в дом приданое — постельные принадлежности, свои наряды, а жених делает ей подарок—какое-нибудь украшение, например браслет.
На свадьбе мужчины пируют и веселятся отдельно от женщин. Обилие и роскошь угощения, число и квалификация приглашенных музыкантов зависят от достатка семей жениха и не весты. На деревенскую свадьбу в состоятельных семьях собираются сотни людей. Звучит музыка, выступают местный оркестр на родных инструментов, исполнительница восточного танца (ар-ракс аш-шаркий, или «танец живота»), местный рассказчик-декламатор из крестьян, являющийся одновременно поэтом и певцом, аккомпанирующим себе на ребабе, фокусники, дрессировщики обезьян, укротители змей, фехтовальщики на дубинах (из крестьян), наездники (из бедуинов), актеры традиционного народного театра.
Общинным делом являются и похороны феллаха. На них собираются сотни и тысячи соседей. Женщины-плакальщицы, рас красив лицо синей или черной краской, сопровождают похоронную процессию воплями и ритуальными причитаниями.
Еще одним общинным событием является базарный день. На деревенских базарах можно увидеть те же развлечения, что и на праздниках, выставлены на продажу изделия ремесленников: гончаров, ткачей, медников, кулинаров, кондитеров, изготавливающих местные сладости; здесь же на заказ работают портные, цирюльники, звучит музыка.
Народный египетский оркестр по своему составу напоминает народный оркестр других арабских стран, но имеет ряд особенностей. В его составе ударные инструменты: плоский барабан (табль), тамбурин (дарабука) из кожи, натянутой на глин ную основу, духовые: кларнет, двойной кларнет (зуммара), носовая дудка (мизмар) и струнные щипковые инструменты ур-гуль, саламия, а также ребаб, на котором играет поэт-декламатор (шаир).
Египетская народная музыка (так же как и танцы) оригинальная. В ней можно выделить общеарабские и древние, автохтонные элементы.
Это относится и ко всем другим сторонам субкультуры фел лахов, их утвари, одежде, украшениям, пище и пр.
Помещики, деревенская буржуазия, отходники все чаще оде ваются по-европейски (или по-городскому), но традиционный мужской и женский костюм все еще господствует в египетском селе.
Стрижку, бритье, а также обрезание производят деревенские цирюльники, татуировку производит особый специалист, чаще всего бедуин.
Мясная и молочная пища для феллаха — праздничная еда. Мясо варят мусульмане обычно в праздники, на свадьбу либо в базарный день (раз в одну-две недели). Чаще едят кур и голу бей, иногда гусей. Молочная пища — это козье и буйволиное, реже — коровье молоко, творог, соленый сыр, но большую часть молока (нередко весь удой) феллахи продают. Пищу феллахи принимают три раза в день: немного утром, перед уходом на работу в поле (завтрак), в полдень — легкий полдник, но главный прием пищи вечером (аша). Едят руками, сидя на корточках вокруг посуды с едой.
Излюбленным напитком издавна был черный кофе, после первой мировой войны его начал вытеснять очень крепкий чай, а с середины XX в. наряду с кофе и чаем распространилась пепси-кола.
Праздничная еда — всегда обильная и на ее приготов ление уходит много времени и средств. Она подается на торжествах, которые в деревне всегда носят общинный характер, да же если поводом для них послужили такие, казалось бы, сугубо личные или семейные события, как вступление в брак, рождение ребенка и т. п.
Коренные перемены в социально-экономическом строе египетской деревни (рост неземледельческого населения в сельских поселениях, развитие капиталистических отношений и урбанистических форм быта, массовое отходничество феллахов в города Египта и в другие арабские страны) вызвали существенные изменения и в культурно-этнографической сфере. В домах богатых феллахов, деревенских торговцев и отходников появляется современная мебель, утварь, бытовая тех ника, сами дома начинают строить из кирпича или цемента как многокомнатные жилища различных типов. Современная город ская одежда, купленная в магазине готового платья или в лавочке на базаре, начинает вытеснять традиционный народный костюм. Меняется и питание феллаха. Покупная пшеничная мука, мороженые мясо и рыба, импортные мясные и рыбные консервы — все это теперь обычные продукты питания. Хотя питание феллахов становится разнообразнее и богаче протеинами, их национальная кухня существенно не меняется, и из импорт ных продуктов готовят традиционные национальные кушанья.
Традиционная самобытность египтян (близкая к субкультуре феллахов) сохранилась главным образом в домнах бедного на селения на окраинах небольших городов, меньше всего — в виллах каирских богачей на берегу Нила. Но и здесь мы находим народный египетский костюм у слуг, выделение в доме женской половины, большую (сравнительно с европейскими странами) власть отца семейства и другие характерные для старого египетского города особенности семейных отношений и домашнего бы та. Новым явлением в жизни египетского города стали трущобы, населенные недавними выходцами из деревень, беженцами и пр. В Каире старинное кладбище превратилось в район трущоб. Весьма знаменательно сочетание на этом кладбище действующих культовых сооружений (мечети, гробницы), временных или трущобных жилищ, торговых и других заведений. Порой семейная усыпальница состоятельных людей служит жильем для семьи бедняков, которые становятся как бы сторожами гробницы и клиентами ее владельцев. Владельцы гробницы рассматривают материальную и другую помощь, оказываемую по селившимся здесь беднякам, как религиозную обязанность мусульман.
Семья
Как и у других арабских народов, у современных египтян,, прежде всего у феллахов, сохранилась и такая форма общинной организации, как линиджная община, или (по терминологии: М. О. Косвена) «патронимия». Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по муж ской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его же на. Эта группа включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы, но и так называемая асабия — «кодекс чести», социальные связи и обязанности большой семьи. Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что «асабия» — одно из важных средств в установлении и регулировании общественных отношений.Сплоченность большой семьи поддерживается обязанностью кровной мести. На мужчин — членов большой семьи — распространяются как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собираются средства для того, чтобы откупиться от мстителей.
Как и у других арабских народов, у египтян распространен брак с двоюродными сестрами по отцовской и материнской линии, способствующий укреплению связей между родственными семьями. Родные и двоюродные братья должны помогать друг другу во всех случаях жизни. Если этого не происходит, с ними стараются не иметь дела все, считающие себя порядочными людьми. Египетская деревенская семья строго патриархальна. Послушание жены мужу, сыновей — отцу, младших братьев старшему— нравственный закон. Молодого человека уважают не столько за его личные качества, сколько за репутацию его отца.
Супружеская неверность сурово осуждается общественным мнением деревни и нередко наказывается смертью. Девственность — обязательное условие для невесты, и если оно не соблюдено, молодой муж с позором ее прогонит. Но разводы в египетской деревне — редкость. Феллах, заплативший за жену брачный выкуп (махр), деньги на который он должен зарабатывать в течение многих лет, теряет все при разводе (если только причиной развода не является прелюбодеяние или бесплодие жены) и знает, что на второй брак средств ему не накопить до старости. При этом нередко родственники помогают собрать нужную для махра сумму, и с ними уже поэтому нужно считаться при выборе невесты и при намерении развестись. Невес ту молодому человеку обычно выбирают родители или заменяющие их старшие родственники. Закон запрещает слишком ран ние браки (девушек до 16 лет, юношей до 18 лет), но в деревне они нередки. По обычаю, невеста вносит в дом приданое — постельные принадлежности, свои наряды, а жених делает ей подарок—какое-нибудь украшение, например браслет.
На свадьбе мужчины пируют и веселятся отдельно от женщин. Обилие и роскошь угощения, число и квалификация приглашенных музыкантов зависят от достатка семей жениха и не весты. На деревенскую свадьбу в состоятельных семьях собираются сотни людей. Звучит музыка, выступают местный оркестр на родных инструментов, исполнительница восточного танца (ар-ракс аш-шаркий, или «танец живота»), местный рассказчик-декламатор из крестьян, являющийся одновременно поэтом и певцом, аккомпанирующим себе на ребабе, фокусники, дрессировщики обезьян, укротители змей, фехтовальщики на дубинах (из крестьян), наездники (из бедуинов), актеры традиционного народного театра.
Праздники и похороны
В праздничные дни (например, в дни общегосударственных, общемусульманских праздников, в день рождения местного святого, в дни древних египетских праздников и т. д.) толпы народа собираются у могилы святого либо на деревенском гумне смотрят увеселительные представления, покупают сладости, обсуждают деревенские новости.Общинным делом являются и похороны феллаха. На них собираются сотни и тысячи соседей. Женщины-плакальщицы, рас красив лицо синей или черной краской, сопровождают похоронную процессию воплями и ритуальными причитаниями.
Еще одним общинным событием является базарный день. На деревенских базарах можно увидеть те же развлечения, что и на праздниках, выставлены на продажу изделия ремесленников: гончаров, ткачей, медников, кулинаров, кондитеров, изготавливающих местные сладости; здесь же на заказ работают портные, цирюльники, звучит музыка.
Народный египетский оркестр по своему составу напоминает народный оркестр других арабских стран, но имеет ряд особенностей. В его составе ударные инструменты: плоский барабан (табль), тамбурин (дарабука) из кожи, натянутой на глин ную основу, духовые: кларнет, двойной кларнет (зуммара), носовая дудка (мизмар) и струнные щипковые инструменты ур-гуль, саламия, а также ребаб, на котором играет поэт-декламатор (шаир).
Египетская народная музыка (так же как и танцы) оригинальная. В ней можно выделить общеарабские и древние, автохтонные элементы.
Это относится и ко всем другим сторонам субкультуры фел лахов, их утвари, одежде, украшениям, пище и пр.
Одежда
Традиционная одежда феллаха состоит из белой нижней сорочки, которая шьется из бумажной ткани, жилета, надеваемо го поверх сорочки, и широких коротких штанов. Поверх всего этого надевается тунико-образная длинная (ниже колен) верх няя рубаха (галабея) из шерсти белого и синего цветов, Голова покрыта фетровой шапочкой (лебда) обычно коричневого цвета (у детей—белого, из пикейной ткани). Поверх лебды по праздникам иногда наматывается кусок белой ткани. Обычно феллах ходит босым, но по праздникам или после омовения - в туфлях без задников. У деревенских мальчиков галабея — единственная одежда. Она короче, чем у взрослых. Женская одежда состоит из платья (черного или цветного) приталенного, с длинными свободными рукавами. Платье под грудью подвязывается поясом. Под платье надеваются широкие штаны. Выходя из дома, женщина покрывает голову платком (мелая, мегандела), которым при встрече с мужчиной она может прикрыть лицо. Маленькие девочки носят юбку и корсаж.Помещики, деревенская буржуазия, отходники все чаще оде ваются по-европейски (или по-городскому), но традиционный мужской и женский костюм все еще господствует в египетском селе.
Уход за телом
Уход за телом включает ряд эстетических, гигиенических и ритуальных процедур. Будучи мусульманами, феллахи совершают предписанные шариатом омовения (вудув) рук, ног, лица и гениталий. В возрасте шести-десяти лет мальчиков (как мусульманских, так и христианских) подвергают обрезанию, а девочек — эксцизии. Девочкам прокалывают мочки уха для сережек (в прошлом прокалывали и перегородку носа девочкам, а также мочку правого уха мальчикам). Молодые крестьяне и крестьянки татуируют лица, кисти рук, грудь, спину. На тыльной стороне руки у коптов бывает вытатуирован крест и дата паломничества в Иерусалим. Женщины красят руки хной, а веки— сурьмой (кохл). Волосы они заплетают в косички, в которые вплетают шнур желтого или черного цвета. Волосы на теле удаляют бритвой, щипчиками или квасцами. Мужчины стригутся коротко, оставляют усы, а пожилые и бороду.Стрижку, бритье, а также обрезание производят деревенские цирюльники, татуировку производит особый специалист, чаще всего бедуин.
Пища
Пища феллахов — преимущественно растительная. Это,, прежде всего лепешки. Они выпекаются из теста, основу которого составляет кукурузная или пшеничная мука с примесью просяной, бобовой муки, а также растения хильба (хельба). Та кие пшеничные лепешки — самая распространенная пища в го родах. Еще в середине XX в. кукурузные лепешки составляли до 80% дневного рациона феллахов. К этому добавлялись разно образные сырые овощи, зелень, фрукты, вареные бобы с при правами (фуль). В вареном виде едят и другие бобовые: чече вицу, горох, бамию, мулухию, а также тыкву. Из чечевицы в смеси с рисом (одна часть чечевицы на две части риса) готовят блюдо кошри. На сладкое едят финики, сосут сахарный тростник, изредка — восточные лакомства.Мясная и молочная пища для феллаха — праздничная еда. Мясо варят мусульмане обычно в праздники, на свадьбу либо в базарный день (раз в одну-две недели). Чаще едят кур и голу бей, иногда гусей. Молочная пища — это козье и буйволиное, реже — коровье молоко, творог, соленый сыр, но большую часть молока (нередко весь удой) феллахи продают. Пищу феллахи принимают три раза в день: немного утром, перед уходом на работу в поле (завтрак), в полдень — легкий полдник, но главный прием пищи вечером (аша). Едят руками, сидя на корточках вокруг посуды с едой.
Излюбленным напитком издавна был черный кофе, после первой мировой войны его начал вытеснять очень крепкий чай, а с середины XX в. наряду с кофе и чаем распространилась пепси-кола.
Праздничная еда — всегда обильная и на ее приготов ление уходит много времени и средств. Она подается на торжествах, которые в деревне всегда носят общинный характер, да же если поводом для них послужили такие, казалось бы, сугубо личные или семейные события, как вступление в брак, рождение ребенка и т. п.
Коренные перемены в социально-экономическом строе египетской деревни (рост неземледельческого населения в сельских поселениях, развитие капиталистических отношений и урбанистических форм быта, массовое отходничество феллахов в города Египта и в другие арабские страны) вызвали существенные изменения и в культурно-этнографической сфере. В домах богатых феллахов, деревенских торговцев и отходников появляется современная мебель, утварь, бытовая тех ника, сами дома начинают строить из кирпича или цемента как многокомнатные жилища различных типов. Современная город ская одежда, купленная в магазине готового платья или в лавочке на базаре, начинает вытеснять традиционный народный костюм. Меняется и питание феллаха. Покупная пшеничная мука, мороженые мясо и рыба, импортные мясные и рыбные консервы — все это теперь обычные продукты питания. Хотя питание феллахов становится разнообразнее и богаче протеинами, их национальная кухня существенно не меняется, и из импорт ных продуктов готовят традиционные национальные кушанья.
Традиционная самобытность египтян (близкая к субкультуре феллахов) сохранилась главным образом в домнах бедного на селения на окраинах небольших городов, меньше всего — в виллах каирских богачей на берегу Нила. Но и здесь мы находим народный египетский костюм у слуг, выделение в доме женской половины, большую (сравнительно с европейскими странами) власть отца семейства и другие характерные для старого египетского города особенности семейных отношений и домашнего бы та. Новым явлением в жизни египетского города стали трущобы, населенные недавними выходцами из деревень, беженцами и пр. В Каире старинное кладбище превратилось в район трущоб. Весьма знаменательно сочетание на этом кладбище действующих культовых сооружений (мечети, гробницы), временных или трущобных жилищ, торговых и других заведений. Порой семейная усыпальница состоятельных людей служит жильем для семьи бедняков, которые становятся как бы сторожами гробницы и клиентами ее владельцев. Владельцы гробницы рассматривают материальную и другую помощь, оказываемую по селившимся здесь беднякам, как религиозную обязанность мусульман.