Города Беларуси - Ветка Старообрядческий Иерусалим
Экскурсионный тур знакомит с историей и культурой старообрядцев на Гомельщине. Компактное расположение поселений и их близость к Гомелю, а так же хорошо сохранившиеся объекты делают такую поездку лёгкой и интересной.
Продолжительность - 4 часа, протяжённость маршрута - 50 км.
Начинается тур у Свято-Ильинской церкви в г. Гомеле . Эта старообрядческая церковь была построена из дерева в 1793-1794 г. г. на месте прежней Ильинской церкви (1737-1793 г.) и находится на Ильинском спуске к реке Сож. Это памятник деревянного народ ного зодчества.
Далее наш путь лежит в заповедник народных традиций и старорусского искусства - городок Ветка . Его основали в 80-х годах 17 в. русские староверы на землях "мозырского воеводы" Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы. Здесь осели не желавшие принимать новую обрядность выходцы из множества российских губерний. Ветка стала для старообрядцев новым духовным центром, своеобразной столицей.
В 17-18 веках вместе с прилегающими слободами, монастырями и скитами Ветка являлась центром религиозного раскола. Уже в 30-е годы 18 столетия здесь проживало около 40 тысяч человек. В 18 веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа резьбы по дереву с золочением, бисерного шитья.
Царские карательные войска дважды (в 1 35 г. и в 1764 г.) сжигали Ветку, большинство жителей было выселено в восточные губернии России. И до сего дня численность населения не восстановлена (сейчас в Ветке проживает менее 8 тыс. человек).
2 1772 года Ветка в составе Российской Империи. В 1847 и в 1868 гг. здесь открыты мужское и женское народные училища. С 1919 г да Ветка в составе РСФСР, в 1925 г. получила статус города и в 1926 году вошла в состав БССР. С 18 августа 1941 по 28 сентября 1943 года город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, жертвами которых стали 656 жителей. 3 1986 году Ветка подверглась радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Аз многих версий и преданий происхождения «звания "Ветка", самым ярким, пожалуй, служит это: Ветка - малая ветвь Москвы. Её основатели, москвичи, даже главную площадь в Ватке назвали Красной, а свой главный храм- Покровским. Именно на Красной площади, в особняке купца "рошикова (памятник архитектуры 19 в.). 1 ноября 987 года открылся Ветковский музей народного творчества (3). В основу легло собрание предметов старины ветковчанина Ф.Г. Шклярова. За годы деятельности музей, имеющий статус художественного, превратился в региональный центр исследований традиционной культуры. Сегодня фонды насчитывают Около 8.000 экспонатов. Многие из них уникальны - это в первую очередь иконы.
Никола Отвратный. XVIII в одна из самых выразительных иконографии Святого, "отвращающего беды", связывается с Ветковской иконописной школой XVII-XX веков.
Богоматерь Взыскание погибших душ в окнаде и киоте. XIX в. Богоматерь, Огневидная. XIX в. Оклад: серебро, золочение, чеканка, гравировка, камни, стекло. Изображение Богоматери с огненным ликом - одна из загадок пет конской школы иконописи.
Богоматерь Взыскание погибших душ. XIX в. Оклад: шитьё цветным бисером, стекло, стеклярус, перламутр. Такой иконе молились о возвращении пропавших без вести.
Богоматерь Казанская. Нач. XIX в. Оклад: шитьё бисером. Техника шитья "в прикреп" наследована ветковскими мастерицами из древнерусского искусства.
Здесь, на Ветке, мастера хранили старые секреты письма яичной темперой. Создание иконы на всех этапах проникнуто символикой сотворения мира. Богато представлена киотная и домовая резьба. Резьба по дереву с золочением, происходящая от белорусской "рези на вылётной" - наследство местных мастеров-старообрядцев. Каждая рама-киот выполнялась в традиционном образе райского сада. С потрясающей достоверностью мастер вырезал из липы гроздья винограда, яблоневые цветы, розы и листья. Пылающая позолота устраняет заземлённость образа, придаёт резному декору неповторимость и торжественность. Райский сад как бы рождается из огня.
Удивительны произведения и белорусских традиций узорного ткачества. Самая яркая коллекция - из Неглюбки. Ремесло изготовления знаменитых неглюбских рушников, являющееся культурным наследием и достоянием Гомельщины, принесло некогда известность Ветковскому району, золотые медали ВДНХ. Придать второе дыхание этому уникальному мастерству взялись в Неглюбской средней школе, где создан и успешно работает Центр ткачества рушников, в котором заняты внучки знаменитых неглюбских ткачих.
Собрание ритуальных рушников - около тысячи узорных тканей - уникально по разнообразию традиций. Исследования по семантике орнамента принесли музею славу.
Медный звон живёт в коллекции самоваров. Каждый был когда-то центром семейного круга. Чай ветковчане пили "с полотенцами", утирая пот. Здесь, на Ветке, веками собирались книжные сокровища и создавались украшенные рукописи. В коллекции музея памятники 16-20 вв. Цветущая ветка - основной мотив ветковского книжного орнамента. Вся книга - это сад райской премудрости. Он наполнен пением: между буквами текста - древние ноты - "крюки". Уникальны и старопечатные книги: издания Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, Андроника Тимофеева Невежи и Василия Гарабурды.
Резные ворота музея продолжили местную традицию украшать дома резьбу выполнили сотрудники музея под руководством Ф.Г. Шкляюва в 1987 году. "Дома на Ветке принято украшать очень красивой резьбой..." писал этнограф Абрамов в начале 20 в. Растительный орнамент резьбы был принесён, скорее всего, так же старообрядцами, бравшими узоры из старинных рукописных книг. "Ветковский стиль" пришёлся по сердцу народным мастерам всех концессий. И сегодня дома ветковчан, украшенные резь бой, притягивают взгляды. Дом как 5ы "перетекает" в сад и "разговаривает" с природой на её языке.
Начинается тур у Свято-Ильинской церкви в г. Гомеле . Эта старообрядческая церковь была построена из дерева в 1793-1794 г. г. на месте прежней Ильинской церкви (1737-1793 г.) и находится на Ильинском спуске к реке Сож. Это памятник деревянного народ ного зодчества.
Далее наш путь лежит в заповедник народных традиций и старорусского искусства - городок Ветка . Его основали в 80-х годах 17 в. русские староверы на землях "мозырского воеводы" Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы. Здесь осели не желавшие принимать новую обрядность выходцы из множества российских губерний. Ветка стала для старообрядцев новым духовным центром, своеобразной столицей.
В 17-18 веках вместе с прилегающими слободами, монастырями и скитами Ветка являлась центром религиозного раскола. Уже в 30-е годы 18 столетия здесь проживало около 40 тысяч человек. В 18 веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа резьбы по дереву с золочением, бисерного шитья.
Царские карательные войска дважды (в 1 35 г. и в 1764 г.) сжигали Ветку, большинство жителей было выселено в восточные губернии России. И до сего дня численность населения не восстановлена (сейчас в Ветке проживает менее 8 тыс. человек).
2 1772 года Ветка в составе Российской Империи. В 1847 и в 1868 гг. здесь открыты мужское и женское народные училища. С 1919 г да Ветка в составе РСФСР, в 1925 г. получила статус города и в 1926 году вошла в состав БССР. С 18 августа 1941 по 28 сентября 1943 года город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, жертвами которых стали 656 жителей. 3 1986 году Ветка подверглась радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Аз многих версий и преданий происхождения «звания "Ветка", самым ярким, пожалуй, служит это: Ветка - малая ветвь Москвы. Её основатели, москвичи, даже главную площадь в Ватке назвали Красной, а свой главный храм- Покровским. Именно на Красной площади, в особняке купца "рошикова (памятник архитектуры 19 в.). 1 ноября 987 года открылся Ветковский музей народного творчества (3). В основу легло собрание предметов старины ветковчанина Ф.Г. Шклярова. За годы деятельности музей, имеющий статус художественного, превратился в региональный центр исследований традиционной культуры. Сегодня фонды насчитывают Около 8.000 экспонатов. Многие из них уникальны - это в первую очередь иконы.
Никола Отвратный. XVIII в одна из самых выразительных иконографии Святого, "отвращающего беды", связывается с Ветковской иконописной школой XVII-XX веков.
Богоматерь Взыскание погибших душ в окнаде и киоте. XIX в. Богоматерь, Огневидная. XIX в. Оклад: серебро, золочение, чеканка, гравировка, камни, стекло. Изображение Богоматери с огненным ликом - одна из загадок пет конской школы иконописи.
Богоматерь Взыскание погибших душ. XIX в. Оклад: шитьё цветным бисером, стекло, стеклярус, перламутр. Такой иконе молились о возвращении пропавших без вести.
Богоматерь Казанская. Нач. XIX в. Оклад: шитьё бисером. Техника шитья "в прикреп" наследована ветковскими мастерицами из древнерусского искусства.
Здесь, на Ветке, мастера хранили старые секреты письма яичной темперой. Создание иконы на всех этапах проникнуто символикой сотворения мира. Богато представлена киотная и домовая резьба. Резьба по дереву с золочением, происходящая от белорусской "рези на вылётной" - наследство местных мастеров-старообрядцев. Каждая рама-киот выполнялась в традиционном образе райского сада. С потрясающей достоверностью мастер вырезал из липы гроздья винограда, яблоневые цветы, розы и листья. Пылающая позолота устраняет заземлённость образа, придаёт резному декору неповторимость и торжественность. Райский сад как бы рождается из огня.
Удивительны произведения и белорусских традиций узорного ткачества. Самая яркая коллекция - из Неглюбки. Ремесло изготовления знаменитых неглюбских рушников, являющееся культурным наследием и достоянием Гомельщины, принесло некогда известность Ветковскому району, золотые медали ВДНХ. Придать второе дыхание этому уникальному мастерству взялись в Неглюбской средней школе, где создан и успешно работает Центр ткачества рушников, в котором заняты внучки знаменитых неглюбских ткачих.
Собрание ритуальных рушников - около тысячи узорных тканей - уникально по разнообразию традиций. Исследования по семантике орнамента принесли музею славу.
Медный звон живёт в коллекции самоваров. Каждый был когда-то центром семейного круга. Чай ветковчане пили "с полотенцами", утирая пот. Здесь, на Ветке, веками собирались книжные сокровища и создавались украшенные рукописи. В коллекции музея памятники 16-20 вв. Цветущая ветка - основной мотив ветковского книжного орнамента. Вся книга - это сад райской премудрости. Он наполнен пением: между буквами текста - древние ноты - "крюки". Уникальны и старопечатные книги: издания Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, Андроника Тимофеева Невежи и Василия Гарабурды.
Резные ворота музея продолжили местную традицию украшать дома резьбу выполнили сотрудники музея под руководством Ф.Г. Шкляюва в 1987 году. "Дома на Ветке принято украшать очень красивой резьбой..." писал этнограф Абрамов в начале 20 в. Растительный орнамент резьбы был принесён, скорее всего, так же старообрядцами, бравшими узоры из старинных рукописных книг. "Ветковский стиль" пришёлся по сердцу народным мастерам всех концессий. И сегодня дома ветковчан, украшенные резь бой, притягивают взгляды. Дом как 5ы "перетекает" в сад и "разговаривает" с природой на её языке.